За деньги — да. Как устроена индустрия помогающих профессий

Психологи, коучи, нутрициологи, карьерные консультанты и даже догситтеры и доулы стали неотъемлемой частью жизни многих из нас. Им можно делегировать почти всё: от выгула собаки до борьбы с выгоранием или выхода из депрессии. Спровоцировал этот бум глобальный тренд на заботу о себе. В итоге стихийно возник «полудикий рынок» без внятных правил, где диплом зачастую уступает личному бренду.
Наладить питание, проработать детскую травму
Термин «помогающие профессии» появился как попытка точнее обозначить роль специалистов в сфере услуг, говорит Дарья Пономарева, трендвочер и руководитель направления развития сервиса поиска специалистов YouDo. В отличие от сугубо прагматичной «сфера услуг» с их логикой «оплати-получи», определение «помощь» претендует на нечто большее — экосистему поддержки, где психолог, ментор и даже доула становятся новыми архитекторами человеческого капитала.
По словам Пономаревой, раньше эта деятельность фокусировалась в первую очередь на удовлетворении личных потребностей клиентов. «С увеличением внимания к психическому здоровью и качеству жизни стало очевидно, что этот блок профессий выполняет важную социальную функцию», — говорит эксперт.
Новый фокус на поддержку, развитие и улучшение качества жизни отмечает и Ксения Степанова, HR-директор платформы Skillaz. «Это связано с глобальным трендом: люди стали больше инвестировать в ментальное здоровье, самореализацию, work-life balance. Коучи, психологи, менторы сегодня не «обслуживают», а помогают преодолевать кризисы, ставить цели, адаптироваться к изменениям».
Хотя единой аналитики по рынку помогающих специалистов в России нет, данные по отдельным популярным направлениям подтверждают его активный рост. Так, по оценке компании «ГидМаркет», только российский рынок психологических услуг с 2020 по 2024 год вырос в 2,3 раза — с 21,9 млрд до 49,7 млрд рублей.
Согласно данным «Авито Услуг», в категории консультантов количество объявлений увеличилось на 34%. Активно растет рынок юридических услуг: предложение выросло на 71% за год. В сегменте дизайна интерьеров спрос за первый квартал 2025 года увеличился на 168% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, предложение — на сопоставимом уровне. Услуги коучей также демонстрируют положительную динамику: рост спроса составил 15% за квартал. Эти данные показывают, что рынок помогающих профессий стал заметно более структурированным и доступным для широкой аудитории. А онлайн-площадки продолжают развивать и усиливать этот тренд.
Александр Куроптев
директор направления Авито Услуги
«Мы видим устойчивый рост интереса к профессиональной помощи — будь то финансы, право, дизайн или личностное развитие. Онлайн-сервисы значительно упростили доступ к специалистам. Это снижает барьеры и повышает уровень доверия: все больше задач люди предпочитают делегировать».
Важный драйвер роста рынка помогающих профессий — то, что люди перестали гнаться за успехом любой ценой, считает Дарья Пономарева, «Акцент сместился на поиск осмысленной работы и личного ритма. Помогающие профессии становятся навигаторами в мире, где устойчивость и ясность важнее скорости».
«После пандемии забота о внутреннем благополучии перестала быть привилегией и стала необходимостью — отсюда всплеск интереса к психологам, коучам, специалистам по выгоранию и стресс-менеджменту», — добавляет Ксения Степанова.
Елена Усачева
генеральный директор Qugo
«Растет запрос на устойчивость, на внутренний ресурс, а также на способность выдерживать неопределенность.».
Кому это надо
Корпорации, миллениалы, зумеры и семьи — четыре ключевые (и пересекающиеся) группы потребителей помогающих услуг, считает Ксения Степанова из Skillaz. «Компании масштабируют программы ментального здоровья и коучинг — особенно в высокострессовых отраслях. Миллениалы и зумеры уже воспринимают помощь как норму: по данным исследования Skillaz, 68% из них готовы платить за психолога или ментора. Родители обращаются к тьюторам, поведенческим специалистам, семейным консультантам — особенно когда детям нужна дополнительная поддержка», — отмечает эксперт.
Ксения Степанова
HRD HR-платформы Skillaz
«Аудитория помогающих профессий будет только расширяться. В поле внимания постепенно входят мужчины 35+, которые раньше редко признавали потребность в помощи, но теперь активнее обращаются за ней. В старших возрастных группах растет интерес к консультантам по активному долголетию, терапии и изменению образа жизни».