Благоденствие / Сантоша
В погоне за удовлетворением
Ищите её и она будет вас избегать. Ждите её — и она с большей вероятностью придёт к вам. Джудит Хэнсон Лазатер объясняет парадокс сантоши.
В 1991 году я во второй раз поехала в Москву преподавать йогу. В свой первый день я сидела с группой американских преподавателей йоги, и мы обедали в кафе нашего отеля, когда к нам подошла группа русских йога-тичеров. Некоторых из них я знала по своей прошлой поездке и с одной из них я стала болтать. Не помню, что я говорила, но я никогда не забуду, как она внимательно изучала моё лицо, пока я вела светскую беседу. В какой-то момент она схватила меня за плечо и сказала: «Стоп! Давай поговорим о чём-то настоящем». Я удивилась, но согласилась, и мы стали обсуждать наиболее глубокие учения йоги.
Дхарма — что значит «жизнь в гармонии с вселенским порядком жизни» — как раз о «настоящем», и йога даёт нам много возможностей практиковать именно так. С недавних пор я фокусировалась на сантоше (удовлетворённости), о которой Патанджали говорит в своей «Йога-Сутре» (2.32). Она даётся как практика — Патанджали побуждает нас не просто быть удовлетворёнными, а скорее практиковать удовлетворённость. Нам нужно ею жить.
Как большинство практикующих йогу, я начала ей заниматься не потому, что ощущала удовлетворённость. Скорее, наоборот. У меня начинался артрит, и я искала быстрое решение, чтобы я могла вернуться к занятиям танцами. Однако я сразу же влюбилась в йогу. Я даже стала довольно амбициозной в своём изучении йоги, и хотела, чтобы все люди в моём мире так же сильно влюбились в практику, как и я. На этой стадии моё понимание удовлетворённости имело отношение к выполнению трудных асан. Например, я ясно помню, что однажды вечером была на вечеринке