Острова сокровищ
Филиппины. Чуть больше 500 лет назад великий мореплаватель Фернан Магеллан в ходе первой кругосветной экспедиции открыл этот архипелаг в Тихом океане, который назвал островами Святого Лазаря. Открыл… и погиб от рук туземцев. Ну а мы продолжаем изучать сей дивный мир, включающий более 7000 островов.
Откуда есть пошло…
На Филиппинах сегодня живет порядка 120 млн человек, что очень много для площади 300 тыс. кв. км, поэтому необитаемый остров там найдешь едва ли. Плотность населения сумасшедшая, и основу его составляют австронезийцы — самые древние мореплаватели в истории человечества, первые плавсредства которых были известны еще 5000 лет назад.
На некоторых островах (по преимуществу на Минданао) до сих пор есть баджао (самá, или морские цыгане), принадлежащие к коренным народам и отличающиеся от прочих тем, что никогда не имели собственных земель. Отдельные этнические группы всегда жили на лодках длиной порядка 10 метров, обустраивая там быт, будучи при этом успешными рыболовами, охотниками за жемчугом и торговцами. Сегодня они селятся в домиках, сооруженных на сваях прямо в воде, а основной доход имеют от продажи старой обуви. В последние годы правительство стало предпринимать попытки разместить этих людей по прибрежным деревням центральной группы островов, выделяя им бросовые клочки земли.
В развитии отношений островитян с другими регионами, в том числе торговых, еще в доколониальные времена ключевую роль играли балангаи — деревянные двухмачтовые парусно-весельные суда особой конструкции, искусство постройки которых передавалось из поколения в поколение. Гафельные паруса делали из плетеных циновок на юге и из парусного хлопка местного производства — на севере. Эти лодки — национальная гордость, и энтузиасты до сих пор строят реплики по старинным «рецептам», объединяясь в клубы, устраивая регаты, походы и ежегодные фестивали.
Для рыбалки, ныряния за жемчугом и перемещения между островами филиппинцы повсеместно используют открытые лодки — банкá — с узким корпусом и аутригерами для придания им остойчивости. Некоторые умельцы прилаживают к ним самодельные паруса, но в основном лодки тарахтят двигателями, а для защиты от дождя и палящего солнца их оснащают тентами. На более крупных банкá есть даже каюта.
Кроме того, между островами строго по расписанию курсируют современные паромы и самолеты, так что в целом проблем с передвижением тут нет.
Большое вырастает из малого
«Филиппины — мир мелких производителей, обеспечивающих товарами и сырьем крупные международные корпорации, — рассказывает моя собеседница Мария Владимировна Станюкович, заведующая отделом Австралии, Океании и Индонезии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. — Здесь в горах выращивают кофе для Nestle, там — манильскую пеньку, которую прежде использовали даже для изготовления одежды, а сегодня из нее продолжают делать обои, яхтенные снасти и много чего еще. Небольшие семейные фермы снабжают гигантские агрохолдинги. Посредники забирают у ремесленников плетеные коврики и шляпки и торгуют ими по всему миру».
Выросшие на берегу океана, филиппинцы с удовольствием устраиваются на коммерческие суда. Прямо на улице можно встретить агентов с табличками, где от руки фломастером написаны объявления о найме. Старший помощник капитана на судах торгового флота Александр Гаген-Торн уже 10 лет ходит в море с филиппинцами-контрактниками и отзывается о них как о профессиональных матросах, которые практически никогда не создают проблем в экипаже.
Филиппинки повсеместно славятся как хорошие и недорогие домработницы; желающих также охотно берут в экипажи частных судов, в том числе — стюардессами суперяхт. Многие женщины этой страны получают достойное образование, а усердие и старательность вкупе с относительно невысокими требованиями в отношении заработной платы делают их очень востребованными на международном рынке труда.
На Филиппинах явно ощущается разрыв между бедными и богатыми, да и между богатыми и богатыми тоже. Как в шутку сказала Мария Владимировна, бедные миллионеры живут в небоскребах, а богатые миллионеры — на своих островах. Аристократия с испанскими корнями и состоятельные предприниматели китайского происхождения чувствуют себя здесь очень неплохо, а в Маниле есть целый элитный квартал вроде нашей Рублевки. «У нас не совсем верное представление об этом регионе. Филиппины — это не только рыбный промысел, хотя рыбы и морепродуктов там, конечно, очень много. Основа экономики страны — сборочные производства радиоэлектроники, сельское хозяйство, судоремонтные предприятия, туризм», — комментирует Сергей Павлович Алексеев, почетный генеральный консул Республики Филиппины в Санкт-Петербурге (кстати, яхтсмен со стажем).
Яхтинг и яхты
Любование бирюзовыми лагунами, конусами спящих вулканов, жемчужными нитями прохладных рек, зелеными одеялами лесов и интересные сведения из огромного историко-культурного среза — вот чем вознаградят Филиппины тех, кто осилит многочасовой перелет и возьмет яхту в чартер или отправится туда прямо по воде, как делают, скажем, наши дальневосточные яхтсмены.
Любительский яхтинг в этих краях пока еще развит слабо; отсутствует должная инфраструктура, вызывают опасения частые цунами, тайфуны, землетрясения и даже споры о принадлежности Южно-Китайского моря. Но кто ищет, тот всегда найдет — и яхту с опытным капитаном, и вездесущего местного проводника, и наиболее подходящее время.