Кто за штурвалом?
Судостроение и судоходство — довольно консервативные отрасли. Большинство судов до сих пор крепят к берегу «веревками». Вовсю используются радары, хотя их не назовешь абсолютно надежным средством идентификации объектов. Одним из решений стало применение самоидентификации, в частности систем AIS, в которых приемопередатчик сообщает данные вашего судна остальным судам. Обязательные в коммерческом судоходстве AIS довольно дороги для небольших прогулочных судов, да еще требуют лицензирования, как любое радиоустройство. Это только один из барьеров на пути к автономному судоходству. В зонах активного движения малых судов присутствует элемент хаоса; шкиперы нередко нарушают правила расхождения, при этом на радарах и цифровых системах обнаружения их судно не видно. Получается, что безопасно дистанционно управлять плавсредствами можно только в удаленных районах либо в строго контролируемых зонах.
ИИ-помощник
Автомобильная отрасль давно решает похожую задачу, и можно ожидать переноса подобных технологий в судостроение. Речь в первую очередь о компьютерном зрении. Мы не можем увидеть объект на радаре, но в состоянии физически разглядеть его, например, с помощью качественной оптики. Дальше надо обучить искусственный интеллект (ИИ) на базе размеченных изображений распознавать эти объекты. В проекте Sea Machines (США) было использовано более 10 млн снимков примерно 100 млн различных идентифицированных водных и береговых объектов — от навигационных знаков и маяков до спасательных плотов и плавающих людей. И эта база постоянно пополняется.