Тимур Бекмамбетов об «Историях карантина», будущем кино и школе Роджера Кормана

WeekendЗнаменитости

«Завтра же позвоню Роджеру!»

Тимур Бекмамбетов о проекте «Истории карантина», будущем кино и школе Роджера Кормана

«Убрать из друзей», 2015

В конце марта студия Тимура Бекмамбетова «Базелевс» анонсировала старт проекта «Истории карантина», который будет создаваться в технологии screenlife. Был объявлен конкурс, в котором каждый желающий может принять участие с собственной идеей фильма о самоизоляции — победителям помогут снять свои работы и тут же представить их зрителям. Меньше чем через месяц состоялась первая премьера проекта: короткометражный фильм «Удаленка» Аксиньи Гог вышел на сайте проекта Screenlifer.com Формат screenlife, суть которого состоит в том, что действие фильма не выходит за пределы экранов электронных устройств, был изобретен студией Тимура Бекмамбетова: пять лет назад вышел первый в истории кино screenlife-фильм «Убрать из друзей», дебютный хоррор Лео Габриадзе, стоивший меньше $1 млн и окупившийся в прокате более чем в 60 раз. В 2018-м Бекмамбетов выпустил сразу два инди-хита, снятых тем же способом: «Поиск» дебютанта Аниша Чаганти, получивший приз зрительских симпатий на «Сандэнсе», и «Профайл», награжденный аналогичным призом в программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля, режиссером которого выступил уже сам Бекмамбетов. О том, как экспериментальный метод стал сегодня главным способом рефлексии о реальности, о будущем авторского и жанрового кино и уроках Роджера Кормана с Тимуром Бекмамбетовым поговорил Константин Шавловский.

Идея проекта «Истории карантина», кажется, лежит на поверхности: сейчас столько людей оказалось взаперти, и все ищут возможность как-то выразить себя, чтобы не сойти с ума. Но, в отличие от многих, кто спешно осваивает онлайн-форматы, вы уже давно работаете с жанром screenlife — то есть ограничили реальность экранами гаджетов задолго до того, как это произошло со всем миром.

Это произошло с миром задолго до пандемии, просто сейчас это стало очевидно всем. Мы работаем с форматом screenlife больше пяти лет, и два месяца назад я заметил, как у всех резко вырос интерес к тому, что мы делаем. Просто потому, что screenlife стал сегодня для всех единственно возможным и доступным языком, на котором можно рассказать о том, что сейчас с нами происходит. И мы запустили «Истории карантина» — чтобы не упустить этот момент, оставить свидетельства, которые помогут нам разобраться в текущих событиях. У нас же очень короткая память сегодня, мемуары почти никто больше не пишет, за нас все помнит Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Мы решили, что нам пора поделиться с миром нашим опытом, раздать тем, кто хочет рассказать о себе, инструменты screenlife-кинематографа. Мы объявили конкурс, на который ежедневно приходит множество работ, это идеи, сценарии, черновики и даже почти готовые фильмы. Есть невероятно талантливые. Вчера, например, мой друг, режиссер из Лос-Анджелеса, прислал свою историю: он индиец, и его брат готовит свадьбу, а индийская свадьба — это 500 человек. И он выслал скриншот, где 100 индийцев в зуме обсуждают свадьбу, которая неизвестно когда состоится. Это сюжет, наверное, комедии. Мне кажется сейчас очень важным, чтобы люди начали записывать то, что с ними происходит, на мобильные телефоны, записывать групповые чаты, свои разговоры с родителями. Это уникальные свидетельства новой реальности, которые нужно сохранить, чтобы увидеть себя со стороны.

Когда вы в 2014 году придумали снять фильм «Убрать из друзей» технологией захвата экрана — вам сразу было понятно, что этот формат будет работать в кино?

Мне-то это было сразу понятно. Но поначалу довольно сложно было в этом убедить других. Мой американский агент Майк Симпсон, который работает с Тимом Бёртоном, Квентином Тарантино и Пон Чун Хо, выслушав идею, сказал: «Слушай, ты правда думаешь, что люди пойдут в кинотеатр, чтобы смотреть на большом экране — экраны чужих мониторов?» Я ответил: ну конечно пойдут! Потому что сегодня там — наша жизнь. Мы там влюбляемся, ссоримся, находим ответы на сложные и простые вопросы. Там мы узнаем о рождении детей и о том, что потеряли близкого человека. Тебе не вручает телеграмму почтальон — ты получаешь сообщение в мессенджере. До пандемии мы могли этого не замечать, а сегодня экран остался единственным способом контакта с близкими, которые находятся в изоляции, и это уже невозможно не заметить. Наша эмоциональная жизнь происходит на экранах. И если еще несколько лет назад об этом писали философы и писатели-фантасты, то теперь это наша повседневность. И для этого нового мира нужны новые истории — про любовь и смерть, про смелость и предательство, про добро и зло. Которые мы и рассказываем на том языке, который нам этот мир предлагает.

Тем не менее «Убрать из друзей» в 2015-м вполне органично вписался в тренд found-footage-хорроров, который появился после «Ведьмы из Блэр», и тогда он не воспринимался как революционный метод описания действительности. А те же «Поиск» и «Профайл» сняты в жанре триллера, детективного и психологического, то есть работают с саспенсом. И это объяснимо: чтобы зритель в кинотеатре два часа смотрел на экраны чужих гаджетов, нужно постоянно держать его в напряжении. Не думаете, что у screenlife-кино все-таки не слишком большой жанровый диапазон?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Город двух цивилизаций Город двух цивилизаций

Касимов — где храмы на виду, а минарет в овраге

Weekend
Новые дома Помпей Новые дома Помпей

Дома южной части Помпей открылись для посещения после реставрации

N+1
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Миллиардер, который не дружит с цифрами: Канье Уэст официально попал в список Forbes Миллиардер, который не дружит с цифрами: Канье Уэст официально попал в список Forbes

Звезда хип-хопа Канье склонен преувеличивать и не в ладах в цифрах

Forbes
ЕГЭ по просветлению ЕГЭ по просветлению

Почему нужно перестать сдавать лето на отлично

VOICE
Долг платежом красен: как дружить с теми, кому мы обязаны Долг платежом красен: как дружить с теми, кому мы обязаны

Можно ли сохранить с ними дружеские отношения, или ссора неизбежна

Psychologies
Суборбитальный телескоп разглядел тонкие нити плазмы в корональных петлях Солнца Суборбитальный телескоп разглядел тонкие нити плазмы в корональных петлях Солнца

Изображения с высоким разрешением сделал суборбитальный телескоп NASA Hi-C

N+1
Правила жизни Барбры Стрейзанд Правила жизни Барбры Стрейзанд

Американская певица, актриса, режиссер, продюсер и политическая активистка

Esquire
Одиночество – сволочь: 10 самых реалистичных фильмов об изоляции Одиночество – сволочь: 10 самых реалистичных фильмов об изоляции

Реалистичное изображение изоляции в фильмах может сильно нервировать

Cosmopolitan
Право на обиду: почему ты никого не обязана прощать Право на обиду: почему ты никого не обязана прощать

Что за воду возят на обиженных?

Cosmopolitan
Алмаз в оправе российских дорог. Тест-драйв Rolls-Royce Cullinan Алмаз в оправе российских дорог. Тест-драйв Rolls-Royce Cullinan

Прошлый год стал для Rolls-Royce удачным

СНОБ
Психотерапевты, культурологи и антропологи о том, как пережить самоизоляцию и что нас ждет после нее Психотерапевты, культурологи и антропологи о том, как пережить самоизоляцию и что нас ждет после нее

Как облегчить себе жизнь в режиме самоизоляции?

Forbes
Онлайн-протесты — проявление кризиса коммуникации Онлайн-протесты — проявление кризиса коммуникации

С чем связан рост протестной активности, рассуждает политолог Дмитрий Орешкин

СНОБ
Как главная советская газета освещала аварию на Чернобыльской АЭС Как главная советская газета освещала аварию на Чернобыльской АЭС

Первое сообщение появилось в «Правде» через четыре дня после аварии 26 апреля

Maxim
Будущее, которое никому не нужно: почему обязательная маркировка товаров бесполезна для экономики Будущее, которое никому не нужно: почему обязательная маркировка товаров бесполезна для экономики

Предприниматели просят приостановить внедрение обязательной маркировки товара

Forbes
«Падать уже некуда, дно — достигнуто». Почему нужно спасать гостиничную и ресторанные отрасли «Падать уже некуда, дно — достигнуто». Почему нужно спасать гостиничную и ресторанные отрасли

Туристический и гостиничный бизнес стал одной из первых жертв кризиса

Forbes
Взрывной характер: чем опасен вулкан Кракатау Взрывной характер: чем опасен вулкан Кракатау

Индонезийские острова Ява и Суматра разделяет Зондский пролив

Популярная механика
Кортизоловое старение шимпанзе оказалось похожим на человеческое Кортизоловое старение шимпанзе оказалось похожим на человеческое

С возрастом у шимпанзе повышается уровень стрессового гормона кортизола

N+1
8 очень коротких сериалов с эпизодами до 20 минут 8 очень коротких сериалов с эпизодами до 20 минут

Некоторые эпизоды этих сериалов можно посмотреть, пока варится паста

Esquire
Экосистема трупа: как живет тело сразу после смерти Экосистема трупа: как живет тело сразу после смерти

Как бы жутко это не прозвучало, но после смерти тело продолжает жить

Популярная механика
Святое воинство. Про Путина, которого мы не знали Святое воинство. Про Путина, которого мы не знали

Путин против того, чтобы его изображение украшало главный храм Вооруженных сил

СНОБ
«Когда-нибудь помогут и нам». Соцработники и волонтеры о работе в период эпидемии «Когда-нибудь помогут и нам». Соцработники и волонтеры о работе в период эпидемии

Социальные работники и волонтеры, которые помогают пережить карантин

СНОБ
Чем занять умных детей в изоляции: конструктор не для слабонервных Чем занять умных детей в изоляции: конструктор не для слабонервных

Мой внутренний мальчик иногда завидует моим детям — какие у них есть игрушки!

Популярная механика
Как Хаяо Миядзаки создавал «Унесенных призраками»: фрагмент книги Как Хаяо Миядзаки создавал «Унесенных призраками»: фрагмент книги

Фрагмент книги, посвященный работе над картиной «Унесенные призраками»

Esquire
На реактивной тяге: как в СССР хотели модернизировать бронетехнику На реактивной тяге: как в СССР хотели модернизировать бронетехнику

Танк с ракетным ускорением — это вовсе не фантастика

Популярная механика
Лептин: что это за гормон и почему он мешает похудеть Лептин: что это за гормон и почему он мешает похудеть

Почему для некоторых работает одна схема похудения, а для других — нет?

Psychologies
Американцы перепроектировали сверхзвуковой бизнес-джет Американцы перепроектировали сверхзвуковой бизнес-джет

Обновленный самолет получит треугольное крыло и укороченное хвостовое оперение

N+1
Инженеры Apple научили Raspberry Pi распознавать события в доме по звуку Инженеры Apple научили Raspberry Pi распознавать события в доме по звуку

Американские программисты разработали алгоритм для умных колонок

N+1
10 ужасных фильмов, которые не стыдно любить 10 ужасных фильмов, которые не стыдно любить

Эти фильмы провалились в прокате, но на самом деле это чудесные ленты

Maxim
Как лазер режет уральские перовскиты на нанопластинки Как лазер режет уральские перовскиты на нанопластинки

Ученые разработали метод сверхточной и качественной лазерной обработки

Популярная механика
Открыть в приложении