Вход в сероту
Ксения Рождественская о фильме «Герда», который удивил Гаспара Ноэ
После премьер в Локарно (приз за лучшую женскую роль дебютантке Анастасии Красовской) и на «Кинотавре» (специальный диплом жюри) в прокат выходит фильм Натальи Кудряшовой «Герда» — двухчасовой трип по серым будням и неоновым ночам студентки соцфака, подрабатывающей в стрип-клубе.
Лера живет в провинциальном городе: серый снег, серые панельки. Ночами она танцует стриптиз — красный неон, золотые блестки,— утром сидит на лекциях на соцфаке. Днем ходит по серым панелькам с соцопросом, но опросники все равно приходится заполнять самой, потому что серые граждане тупо смотрят мимо Леры и, кажется, не понимают, о чем она спрашивает. Лера и сама немножко снулая, замороженная, как в коконе. Ей нужно ухаживать за мамой-лунатичкой и как-то разруливать отношения с отцом, который давно ушел из семьи, но как выпьет — возвращается и начинает скандалить. Еще у Леры есть друг, он художник, но работает могильщиком. Еще у Леры есть сны.
Когда актриса и режиссер Наталья Кудряшова показала «Герду», свой второй полнометражный фильм, на фестивале в Локарно, ей написал великий и ужасный Гаспар Ноэ, французский ценитель неона и пыточного порно. Он назвал ее работу «фантастически вдохновенной» и добавил, что местами это «экстремально грустный и страшный» фильм.
Что может экстремально испугать Гаспара Ноэ, снявшего «Необратимость» целых два раза? Сказка про темноту, пустоту, тлен и прозябание, приправленная тоской по вселенской красоте. Пьяные песни, а потом трезвые песни для пьяных людей. Неоновые подводные танцы у шеста. Быкующие, жадные, невнятно смеющиеся и плачущие мужички в самом расцвете тестостерона. Товарки-стриптизерши, готовые и дать в морду, и приголубить, и собрать денег, если понадобится, и помянуть тех, кто помрет не вовремя. Блаженная мама героини, которая когда-то, много лет назад, пыталась сбежать в прекрасный мир, открывшийся ей на минутку, и душу свою там оставила, а тело теперь тоже туда хочет.