Как последняя советская политэмигрантка превратила свой опыт в искусство

WeekendКультура

Театр хора и балета

Как последняя советская политэмигрантка превратила свой опыт в искусство

Текст: Анна Толстова

«Исследование позиций для сна», 2006. Выставка «Number Two», замок Линца, 2023. Фото: Анна Толстова, Коммерсантъ

Вэтом году в павильоне Австрии на Венецианской биеннале покажут «Лебединое озеро», проект австрийской художницы Анны Ермолаевой. В 18 лет она бежала в Австрию из СССР, оказавшись в числе последних советских политических эмигрантов. Тема вынужденной эмиграции — одна из важных в ее искусстве.

Анна Ермолаева занялась политикой, когда училась в школе. То ли время было такое, перестроечное. То ли школа была такая, особенная: СХШ при Академии художеств, для художественно одаренных детей. Ленинградская СХШ вообще-то славилась свободой нравов и диссидентским духом. Впрочем, самых свободолюбивых и диссидентствующих оттуда все же выгоняли: Александр Арефьев, Владимир Шагин, Олег Григорьев, Михаил Шемякин, Геннадий Устюгов — все герои ленинградского андерграунда аттестата СХШ не получили. Ермолаева могла бы пополнить этот список.

Она занялась политикой не в том смысле, что начиталась сам- и тамиздата, тусовалась в «Сайгоне», слушала «Кино» и ждала перемен. Она участвовала в реальной политической жизни. Стала активисткой пацифистского движения «Доверие», влившегося в Демократический союз, первую оппозиционную партию в СССР, присутствовала на учредительном съезде Демсоюза, помогала правозащитникам, организовывала демонстрации, издавала вместе с мужем и друзьями партийную газету «Демократическая оппозиция» — редакция еженедельника помещалась прямо в ее ленинградской квартире. Вначале было письмо из КГБ в СХШ с требованием отчислить политически неблагонадежную школьницу — в Москве прошел митинг в ее поддержку, так что Ермолаевой, учившейся на отлично, все же выдали аттестат. А потом было последнее в Советском Союзе дело по статье 70 УК РСФСР об «антисоветской агитации и пропаганде», которое возбудили под конец 1988 года: Ермолаевой с мужем грозили арест и срок, но им удалось сбежать за границу — помогли поляки из «Солидарности». Они думали добраться автостопом до Парижа — их арестовали на границе Зальцбурга с Баварией, собирались было выслать обратно в СССР, разобрались, отправили в лагерь беженцев и восемь месяцев спустя дали политическое убежище в Австрии. С 1989 года Ермолаева живет и работает в Вене.

Аттестат СХШ пригодился — чтобы поступить в Венский университет и получить диплом историка искусства. То, чему ее учили в СХШ, не пригождалось совсем: в Венскую академию художеств Ермолаеву не брали, живопись позднесоветской выделки никого не впечатляла — позже она разрежет свои большие неуклюжие холсты на частички пазла, чтобы все это живописное наследие прошлого помещалось в одну сумку. А потом в академии открылось отделение новых медиа — Ермолаева принесла фотографии, ее приняли с ходу, да еще и в класс к знаменитому медиахудожнику Петеру Коглеру. В Венской академии она начала работать с видео — ее первые видеоопыты приглянулись знаменитому куратору Харальду Зееману, и в 1999 году «Куриный триптих» второкурсницы Ермолаевой выставляли на Венецианской биеннале. Ее художественная карьера стала развиваться так же стремительно, как когда-то в юности политическая. По ее первым минималистским видео, главную роль в которых часто исполняли игрушки, невозможно было догадаться, что камера — в руках человека с таким большим и ранним политическим опытом. Ее однокашники по академии играли в политику и политическую сознательность художника — она снимала заводных собачек, резиновых обезьянок и неваляшек, хорошо понимая разницу между игрой и реальностью. Ее искусство начало обретать отчетливо политическое измерение только к середине 2000-х, когда она стала чаще обращаться к своему эмигрантскому, беженскому опыту.

«Political Extras». Выставка «Number Two», замок Линца, 2023. Фото: Анна Толстова, Коммерсантъ

Например, возвращаться на Западный вокзал Вены — в мае 1989 года, когда они с мужем добрались до Австрии, им пришлось прожить здесь несколько дней, ожидая решения американского посольства относительно их дальнейшей судьбы, и, как ни странно, не лагерь для беженцев, а именно Вестбанхоф сделался символом изгнания в ее личной мифологии. В 1989-м вокзальные скамейки были удобнее, на них можно было поспать, вытянувшись во весь рост, но теперь — в рамках неявной урбанистической борьбы с нелегальной миграцией и бездомностью — лавки перегорожены подлокотниками: в видео «Исследование позиций для сна» (2006) мы будем долго наблюдать за мучениями художницы, пытающейся принять лежачее положение там, где отныне полагается только сидеть — и желательно недолго. Урбанистические изыскания будут продолжены в фотосерии «Враждебная архитектура» (начата в 2019-м). Путешествуя по миру, Ермолаева собирает коллекцию дизайнерских ухищрений, всевозможных декоративных шипов, замысловатых штырей, ребристых фактур бетона, что превращают горизонтальные поверхности малых архитектурных форм в непригодные для несанкционированного отдыха и времяпрепровождения: на одной фотографии запечатлевается образчик агрессивного дизайна городской среды, на другой — следы, которое он оставляет на теле, если тело опрометчиво решило присесть там, где ему не положено. Мигрантов не любят повсеместно, как и голубей: неслучайно голубь, наглый городской попрошайка, научившийся выживать в любых условиях, становится важным героем в этом искусстве, тяготеющем к анималистической метафоре. В фототриптихе «Хорошие времена, плохие времена» (2007) она вновь снимает на Западном вокзале, заметив, что гигантские вокзальные часы облюбовали голуби: хорошие времена для птиц наступают, когда часы показывают без четверти три, так что стрелки находятся в горизонтальной позиции и на них, как на насесте, может разместиться целая стайка, а плохие времена приходят, когда стрелки встают вертикально,— ближе к пяти часам только один, вероятно, сильнейший по Дарвину голубь может усидеть на самом конце минутной стрелки. В смысле социального устройства горизонталь предпочтительнее вертикали — собственно, эти идеалы она и отстаивала в пору своего ленинградского политического активизма.

Времени глобальных перемен, рубежу 1980-х и 1990-х, так или иначе посвящены главные работы Анны Ермолаевой. Таков фильм «Александра Высокинская. Двадцать лет спустя» (2009) — дань признательности ее польской спасительнице, бескорыстно помогавшей юной беглянке, и одновременно размышление о крахе революционных иллюзий. Ермолаева повторяет маршрут своего бегства — поездом из Петербурга в Краков, автобусом из Кракова в Вену,— чтобы на краковском Главном вокзале вновь встретиться и обняться с Александрой Высокинской, организатором того рискованного предприятия. В 1989-м Высокинская, молодой архитектор из Кракова, воодушевленная общеевропейским подъемом и грядущим падением всех границ, приютила и опекала вчерашнюю советскую школьницу, бежавшую от ареста куда глаза глядят — с небольшим рюкзачком за плечами, без какого-либо плана действий. В 2009-м социальные роли переменились: теперь Ермолаева — известная художница, а Высокинская — скромный социальный работник, уехавшая на заработки в Париж и вынужденно оставившая архитектуру. За застольной беседой в ее краковском доме обнаруживается странное свойство мигрантской памяти: Высокинская в мельчайших деталях помнит подробности бегства Ермолаевой, какие та давным-давно позабыла, но плохо помнит свой отъезд и эмиграционные мытарства в Париже — травматические воспоминания вытесняются. В конце фильма она говорит, что хотела бы в старости вернуться из Франции на родину, в Польшу. Ермолаева в своем искусстве постоянно возвращается на родину — в СССР, чей распад и фантомные боли в корне изменили политическую карту мира.

Случайно обнаружив, что торговцы с Нашмаркта почему-то легко переходят на русский, Ермолаева проводит небольшое расследование: выясняется, что все они — бухарские евреи из Самарканда, покидавшие Узбекистан ради Земли обетованной и застрявшие в Вене, где теперь имеется вторая в мире по численности (после Израиля) община бухарских евреев. В фильме «Возвращаясь на Шелковый путь» (2010) художница берется сыграть для них роль эдакого джинна из персидской сказки: она едет в Самарканд, куда ее нашмарктовские собеседники не могут вернуться по разным политическим или экономическим причинам, чтобы исполнить их заветные желания — сфотографировать родной дом, где теперь поселились чужие люди, навестить родные могилы на старом еврейском кладбище, передать привет любимой учительнице. Это самый трогательный и сентиментальный фильм Ермолаевой — конденсированная ностальгия, уложившаяся в час экранного времени, одиссея в поисках утраченного или никогда не бывшего золотого века. Призраки прошлого, светлого или мрачного — в зависимости от политической позиции смотрящего на смутное вчера из неясного сегодня, населили постсоветское пространство и упорно отказываются его покидать, так что войны памяти здесь всегда готовы перейти из холодной стадии в горячую. Об этом говорилось во многих работах Ермолаевой: в «ГУЛАГе» (2012), видеоматериалы которого собирались в поездке по Пермскому краю, куда были высланы ее раскулаченные деды; в «Ленинопаде» (2016), сделанном в ходе большого исследовательского путешествия по Украине вскоре после того, как были приняты законы о декоммунизации; в «Двойниках» (2021), психологических портретах актеров самодеятельного политического театра, ежедневно изображающих Ленина, Сталина, Горбачева и Путина на Красной площади.

Амбивалентности режиссерского политического театра, где дешевый актер превращается в настоящего актора, а декорация — в реальность, был посвящен перформанс «Political Extras» (2015), показанный на 6-й Московской биеннале современного искусства. Ермолаева набрала 120 статистов на сайте, где обычно рекрутируют участников проплаченных митингов, раздала им лозунги за и против современного искусства, взятые из прессы, писавшей о преследованиях Pussy Riot и Петра Павленского, и устроила фальшивую демонстрацию в павильоне СССР на ВДНХ, бывшем основной площадкой биеннале. Видео, снятое в ходе перформанса, раскрывает нехитрые механизмы политических манипуляций, формирующих как будто бы народный запрос на консервативный поворот. Хулиганская провокация превращается в печальное зрелище к концу фильма: к художнице, изображающей организатора демонстрации, выстраивается длинная очередь бедно одетых людей — их стандартный гонорар составляет 500 рублей. Однако политический театр не безнадежен, если в его основе лежит не тоталитарная вертикаль, а демократическая горизонталь. В грандиозном видеотриптихе «Поющая революция» (2023) Ермолаева просит три самодеятельных хора — из Эстонии, Латвии и Литвы — спеть те песни, что звучали во время песенных революций 1987–1991 годов: зритель, оказавшись между трех колоссальных экранов, «эстонского», «латышского» и «литовского», что включаются попеременно, невольно попадает на хоровое соревнование. И наверное, пытается найти корреляцию между слаженностью, воодушевлением и результатами мирных протестов. В отличие от балтийских республик, музыкальным символом перестроечной революции в России стала не песня, а танец: «Лебединое озеро», застывшее на экранах телевизоров в дни августовского путча 1991 года. Но классический балет не предполагает коллективного участия — в перформативной инсталляции «Swan Lake» для австрийского павильона в Венеции Анна Ермолаева задается вопросом, как перейти от пассивного созерцания к революционному жесту.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Инструктаж от стилиста: как выбрать платье на лето, чтобы спрятать животик Инструктаж от стилиста: как выбрать платье на лето, чтобы спрятать животик

Фасоны платьев, в которых ты будешь чувствовать себя отлично и уверенно

VOICE
Антон Андрейчиков: «Мы развиваем не только ребенка, но и его родителей» Антон Андрейчиков: «Мы развиваем не только ребенка, но и его родителей»

История создания студии Platoshka из уст одного из ее основателей

Монокль
Чит-коды Скайрим: все самое важное от денег до оружия Чит-коды Скайрим: все самое важное от денег до оружия

В этой статье мы перечислим все основные чит-коды в Скайрим

CHIP
Знаковая архитектура Знаковая архитектура

В России целая генерация знаковых объектов

Монокль
Схема мироздания Схема мироздания

Что объединяет орнамент, тело человека, элементарные частицы и земной шар?

Вокруг света
Полезно ли есть гранолу Полезно ли есть гранолу

В граноле много полезного, но стоит ли часто её есть?

ТехИнсайдер
Как перестать искать в мужчине отца: история клиентки психолога Как перестать искать в мужчине отца: история клиентки психолога

Как женщине изменить негативный сценарий и найти партнера, а не родителя?

Psychologies
Простота по-французски Простота по-французски

Десерты не должны быть чересчур сложными и концептуальными

Bones
Тело говорит: откуда берутся психосоматические заболевания Тело говорит: откуда берутся психосоматические заболевания

Какой беспорядок способна создать психологическая травма в теле человека?

Forbes
Роман бестселлер Роман бестселлер

Роман Евдокимов вопреки сложившейся моде играет не самого себя, а своих героев

Men Today
Как биржевой игрок Давид Амарян стал крупным рантье Как биржевой игрок Давид Амарян стал крупным рантье

Давид Амарян отлично подходил европейским продавцам как покупатель

Forbes
Тот еще подарочек Тот еще подарочек

Истории о самых неуместных или обидных презентах

Лиза
11 фильмов ужасов о зубах и дантистах 11 фильмов ужасов о зубах и дантистах

Ищете, чем бы взбодриться перед визитом к пугающему с детства врачу?

Maxim
Одиночество или романтические отношения? Ученые назвали преимущества жизни без партнера! Одиночество или романтические отношения? Ученые назвали преимущества жизни без партнера!

Одинокая жизнь не всегда связана с грустью и печалью

ТехИнсайдер
Работает профессионал Работает профессионал

В чем разница между обычной и профессиональной косметикой – рассказал эксперт

Лиза
11 российских фильмов последних лет, которые и вправду можно смотреть 11 российских фильмов последних лет, которые и вправду можно смотреть

Российские фильмы, которые вас удивят

Maxim
5 книг, которые помогут извлечь максимум пользы из наших болезненных воспоминаний 5 книг, которые помогут извлечь максимум пользы из наших болезненных воспоминаний

Книги, в которых болезненные воспоминания помогают найти собственное «Я»

Psychologies
Александр Басалыгин Александр Басалыгин

Особняк на Кадетской линии Васильевского Александр Брюллов перестроил под себя

Собака.ru
Еще не все пропало! Еще не все пропало!

Что делать, если потеряла телефон: защищаем данные, восстанавливаем контакты

Лиза
«Байденомика» против «трампономики» «Байденомика» против «трампономики»

Чья экономическая политика выгоднее для США

Деньги
Яркие миры Яркие миры

Разноцветные животные планеты

Вокруг света
Обитатели пояса Койпера Обитатели пояса Койпера

Какие ещё небесные тела оказались в далёком поясе Койпера?

Наука и жизнь
Акупунктура облегчила симптомы посттравматического стрессового расстройства Акупунктура облегчила симптомы посттравматического стрессового расстройства

Исследование: иглоукалывание помогает облегчить симптомы ПТСР

N+1
Ближний Восток: гудбай, Америка! Ближний Восток: гудбай, Америка!

С какой целью США тратят миллиарды долларов в далеких заморских землях?

Монокль
Google Deepmind: ИИ обладает способностью к самопознанию, нужно только правильно его спросить Google Deepmind: ИИ обладает способностью к самопознанию, нужно только правильно его спросить

Ученые предложили новую систему промтов, которую назвали «самопознание»

ТехИнсайдер
«Роль Волка пришла ко мне в нужный момент» «Роль Волка пришла ко мне в нужный момент»

Влад Ценёв — о международных проектах, манипуляциях и мечтах

OK!
По любви По любви

История безответной любви – для думающих людей, которые прожили жизнь

Grazia
Мусорные острова: почему нельзя просто так взять и убрать пластик из океана? Мусорные острова: почему нельзя просто так взять и убрать пластик из океана?

Даже если человечество остепенится, избавиться от мусора будет уже невозможно

ТехИнсайдер
Записки отельера: как разобраться с гостями, по ошибке поселившимися в одном номере Записки отельера: как разобраться с гостями, по ошибке поселившимися в одном номере

История будней гостиницы «Гельвеции», почти как из фильма Георгия Данелии

Правила жизни
Гостиничный бум в режиме «подвиг» Гостиничный бум в режиме «подвиг»

В России планируется кардинальным образом изменить индустрию гостеприимства

Монокль
Открыть в приложении