«Рим одаривает щедро»
Художник Татьяна Ян — о Вечном городе и бесконечном поиске

К выходу в свет книги «Видеть Рим. Семь неспешных дорог» историк искусства, художественный критик и куратор Виктория Анисимова побеседовала с ее автором, московским художником Татьяной Ян, о ее интенсивном творческом периоде, о выставках в Москве и Риме, о том, почему и как художник превращается в писателя.
Последний год для тебя оказался очень насыщенным. В марте 2024‑го состоялась персональная выставка в Риме Nostos / Il Giardino ritrovato («Возвращение / Обретенный сад»), а с ноября 2024 по март 2025 года проходила выставка «Метаморфозы» в пространстве «Частной резиденции» на улице Сивцев Вражек в Москве. Расскажи про эту экспозицию?
Работы, представленные на выставке в «Частной резиденции», продолжают мои поиски последних лет. Главная тема — обращение к античности, исследование связи древних форм, орнаментов, рельефов и обломков архитектуры с живыми растениями и плодами, размышление о смыслах этих подобий, о вечности во фрагменте мрамора и мгновенности цветения. Все серии работ и темы выставок, безусловно, связаны между собой. Основой для московского проекта стала новая серия «Большая графика»: 13 работ высотой полтора метра на винтажной бумаге. Такой масштаб в графике — это новая и захватывающая задача. Просто вдруг захотелось поработать в таком формате, и это придало несвойственную графике монументальность, соотносимую с римским масштабом. Сквозным мотивом серии стали метаморфозы, то есть превращения-перерождения одних объектов в другие. Природные и созданные руками античных мастеров формы неразрывно сосуществуют, буквально и смыслово прорастают друг в друга. Коринфские капители придуманы тысячелетия назад неведомым мастером по мотивам живых листьев аканта. Растения, которые мы видим сегодня в саду, повторяют собой праформы, преобразованные за века искусством в архетипические мотивы. Постепенно разрушаясь, они дошли до нас в виде обломков и фрагментов мрамора, обретя самодостаточность и новую предметность.