Противоестественный человек
«Секрет нашего успеха»: чем люди на самом деле отличаются от животных
В издательстве Corpus вышла научно-популярная книга канадского антрополога Джозефа Хенрика «Секрет нашего успеха», предлагающая обновленную концепцию человеческой эволюции, в которой ключевую роль играет культура.
Прежде всего в работе Джозефа Хенрика впечатляет ее междисциплинарный размах. Он задействует данные эволюционной биологии и генетики, когнитивной психологии, антропологии архаических обществ, археологии, социологии, лингвистики, экономики и теории игр. В сочетании всех этих дисциплин, пожалуй, нет ничего странного, они отлично дополняют друг друга; просто редко бывают авторы, в равной мере владеющие этими методами. Широта кругозора позволяет Хенрику выправить ошибку, бытующую в большей части книг о культурной эволюции. Обычно это вполне общепринятое понятие используют как метафору: есть настоящая эволюция человека, его происхождение из обезьяны, которое изучают археология и генетика, а есть эволюция культуры от архаических сообществ до современности — предмет антропологии и истории. Феномены эти в чем-то похожи, в разговоре о них можно употреблять одни и те же слова (отбор, конкуренция и так далее), но прямой логической связи между ними нет. Главная идея Хенрика: в случае человека культурная и генетическая эволюции — это один и тот же процесс. Его Хенрик называет «коэволюцией».
«Секрет нашего успеха» — масштабное описание того, как культура, то есть социальные практики, технические инновации, средства коммуникации, формировали наш биологический вид. Часто считается, что люди оказались настолько успешны из-за большого мозга. Это так, но только отчасти: у китов и слонов мозг больше, а культуры у них нет (хотя есть кое-какие намеки). У обитавших в древней Европе неандертальцев мозг тоже был больше, чем у пришедших из Африки Homo sapiens. Тем не менее африканские конкуренты легко истребили их (отчасти ассимилировав). Дело в том, что неандертальцы были умными одиночками, они отлично приспособились к жизни в палеолитических холодах, но не умели объединяться в большие кланы — им не хватало культуры общения.