Чему жизнь учила художника Василия Поленова — и его зрителей

WeekendИстория

Повезло назло

Чему жизнь учила художника Василия Поленова — и его зрителей

Текст: Елена Соломенцева

Экспозиция выставки «Поленов и ученики» в Архиерейских палатах Суздальского кремля. Фото: пресс-служба музея

Он определенно подходит под эпитет «баловень судьбы». Один из немногих русских художников, про которого можно сказать, что он родился в правильное время, в правильной семье — и при этом был действительно очень одарен. Он с большим рвением учился, получил лучшее образование и построил отличную карьеру. Он же с большим рвением делился умениями с другими. Но окружающие с завидным упорством снова и снова обесценивали его достижения — а он бесконечно доказывал, что его успех заработан, а не упал манной с неба.

В Архиерейских палатах Суздальского кремля сейчас идет восстанавливающая справедливость выставка «Поленов и ученики», которая представляет более 100 произведений, архивных документов и личных предметов из шести музейных коллекций. Здесь наглядные доказательства трудов Поленова: его полотна, теоретические трактаты о живописи, воспоминания и работы тех, кому он преподавал: Константина Коровина, Исаака Левитана, Валентина Серова, Аполлинария Васнецова и других. Отличный повод разобраться, какие жизненные уроки Поленову пришлось получить на пути к успеху.

Как любая уважающая себя петербургская семья из высшего общества, Поленовы следили за культурной жизнью столицы. В Академию художеств на моновыставку картины «Явление Христа народу», которую Александр Иванов 20 лет писал в Риме, они приходили несколько раз все вместе — родители и пять детей. На четырнадцатилетнего Василия полотно произвело настолько сильное впечатление, что одной из главных тем его творчества навсегда стала история Христа.

Урок 1. Барин — это судьба (но не приговор)

Отец будущего мастера пейзажа работал археологом и дипломатом в Греции, успешно коллекционировал античные древности и временами приезжал к семье в Петербург. Мать писала детские книги и, как многие тогда, увлекалась живописью — брала уроки акварели у ученика Карла Брюллова, художника Константина Молдавского.

Василий — старший из пяти детей Поленовых — родился в 1844 году в городе на Неве. У него была сестраблизнец Вера, позже появились два брата и младшая сестра Елена, которая стала первой официально признанной в России художницей.

В обязательной программе домашнего образования для детей Поленовых, конечно, было искусство. Все рисовали — для обучения и для забавы. С бабушкой Верой Воейковой, которая была воспитанницей поэта Гаврилы Державина, они играли в Академию художеств. Строгая, но любимая «бабаша» задавала тему вроде «Суд царя Соломона» и устраивала между внуками живописное соревнование с награждением «медалями» в финале. Василий часто оказывался с золотом.

«Бабаша» жила в имении Ольшанка Тамбовской губернии, когда к ней приезжали внуки, много рассказывала им о крестьянском быте, традициях, цитировала стихи Александра Пушкина и «Историю государства Российского» Николая Карамзина. Свое первое представление о том, чем живет народ в России, Василий Поленов получил, пока гостил у нее. А русскую природу с ее широкими реками и деревянной архитектурой он разглядел и полюбил уже в северной глуши, когда его родители приобрели усадьбу Имоченцы в Олонецкой губернии (сегодня Ленинградская область) к северо‑востоку от Петербурга. Там семья проводила каждое лето в течение 30 лет, почти без перерывов.

Вскоре в учителя Василию Поленову позвали Павла Чистякова — будущего педагога Михаила Врубеля и Валентина Серова, а пока студента Академии художеств. Он первым отметил колористический талант ученика и обращался к нему исключительно на «вы». А вот другой его учитель — в прошлом разночинец, портретист Иван Крамской — пренебрежительно говорил о воспитаннике: «Этот барин».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении