Потустороннее ископаемое
«Спуск в бездну»: один из главных хорроров сезона
Впрокат выходит «Спуск в бездну» Матьё Тури, клаустрофобический ретрохоррор о столкновении с древним злом, затаившимся на дне французской шахты. Несмотря на тьму, царящую на экране, все достоинства фильма видны невооруженным глазом.
1956 год. «Парень он отважный… ну или дебил совсем». Именно с такой характеристикой Амир (Амир Эль Касем) отправляется в поисках лучшей доли из родного Марокко на север Франции, в худшую шахту бассейна Па-де-Кале, а то и всей страны, куда отправляют в основном провинившихся. По документам она числится просто как № 5, но вот уже сто лет известна среди горняков как Дом Дьявола. В первый же день Амир и еще несколько «отважных или дебилов» под руководством ветерана и завсегдатая проклятой шахты Роланда (Самюэль Ле Бьян) спускаются под землю, чтобы сопровождать заезжего профессора Бертье (Жан-Юг Англад), которому якобы срочно понадобились образцы тамошних минералов. Когда под сводами шахты обнаруживаются письмена, которым по всем приметам «не сто, а многие тысячи лет», а звуки в темных коридорах становятся все более потусторонними, становится ясно, что какие бы то ни было минералы интересуют профессора в самую последнюю очередь.
Матьё Тури обратил на себя внимание первым же коротким метром «Сыны хаоса» (2010), после чего без малого 10 лет работал постановщиком массовых сцен и помрежем, часто даже не попадая в титры. Но при этом «режами» в его случае были ни много ни мало Квентин Тарантино («Бесславные ублюдки») и Стивен Соммерс («Бросок кобры»), Клинт Иствуд («Потустороннее») и Гай Ритчи («Шерлок Холмс: Игра теней»), Макджи («Три дня на убийство») и Люк Бессон («Люси»). Неудивительно, что после таких университетов полнометражный дебют Тури «Выжившие» (2017) оказался безоговорочно удачным. Блестяще снятая,