Подарки Подсуздалья
Что смотреть во Владимирской области, если сойти с Золотого кольца
В созвездии Владимирского Ополья, как называют земли ближе к границе с Ивановской и Ярославской областями, Суздаль — хотя и самая крупная, но далеко не единственная звезда. Тут есть и заметные исторические поселения, и красивые храмы, и живописные извилистые дороги среди безграничных полей, и даже романтичные заброшки — всё для ценителей глубинного историзма.
Тысячу лет назад молодая Русь вырастала среди хрестоматийных непроходимых лесов. Но вокруг Суздаля в радиусе 50 км исторический шаблон ломается: повсюду открытое пространство, пронзаемое реками. И все же леса тут были. Но, как считается, их постепенно извели финно-угорские, а потом, на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры, славянские племена. И получилось Ополье. Плодородные — аномально при столь северном расположении — земли давали много хлеба, излишки позволяли не просто сводить концы с концами, но жить в относительном достатке.
Потому в XII веке к Ополью тяготеет политический центр государства. Местный краевед, суздальский художник Федор Кноков, утверждает, что тысячу лет назад окрестности Суздаля были заселены плотнее, чем сейчас. И подтверждение тому обнаружил очарованный древностью этих мест археолог Алексей Уваров, сын министра народного просвещения Сергея Уварова, придумавшего триединую формулу «Православие, самодержавие, народность». Уваров-младший еще в 1850-е раскопал в Ополье многочисленные курганные могильники.
Сегодня концентрация достопримечательностей в Подсуздалье выше, чем в остальной Центральной России: через каждые несколько километров поджидает что-то интересное. Для создания нужного настроения перед поездкой можно почитать книгу Владимира Солоухина «Владимирские проселки» или посмотреть позднесоветский фильм «Тема», где драматург-многостаночник Ким Есенин остро осознает свою бездарность в стенах молчаливого белокаменного города.
Большой северный маршрут
Направляйтесь по дороге на Романово и Менчаково, которую кто-то из местных прозвал «романтик-штрассе». От Романово сделайте небольшую петлю на запад, в Весь и Кистыш,— и вернитесь, чтобы продолжить на север.
Колокольню Рождественской церкви в селе Романово называют не иначе как суздальской дудкой. Храм возвели в 1795-м, хотя по стилистике покажется, что на век раньше. Рождественская церковь в селе Менчаково тоже относится к концу XVIII века, но сознание хочет отправить ее в допетровскую Русь. А пятиглавие храма в селе Весь видно за несколько километров. Кажется, что церковь парит в воздухе. Живописен тут и берег реки Ирмес — это приток Нерли и одна из ключевых рек Ополья. Изгибы, пейзажи, пастораль.
