Осень человечества
Игорь Гулин о «Новацене» Джеймса Лавлока
В Издательстве Европейского университета вышла книга британского ученого, изобретателя и футуролога Джеймса Лавлока «Новацен: грядущая эпоха сверхразума», рассказывающая о том, что может случиться с Землей после конца человеческого владычества.
Джеймс Лавлок — довольно необычная фигура. Он не похож ни на академического ученого, ни на популяризатора науки (последние его откровенно недолюбливают) и гораздо больше напоминает интеллектуала раннего Нового времени. Он разом — исследователь, изобретатель, мыслитель, публицист и немного проповедник. Сам Лавлок, чтобы отмежеваться от ученых догматиков, называет себя инженером. Действительно, инженерия — формально главное его занятие. Лавлок изобрел сотни разных приборов — известных и глубоко засекреченных, развивал криогенику (чем косвенно способствовал появлению микроволновки), участвовал в подготовке первой экспедиции на Луну и исследованиях Марса. Его занятия охватывают медицину, космос, геологию и климатологию. В последние десятилетия Лавлок был одним из главных интеллектуалов, говоривших об опасностях глобального потепления. Однако от большинства зеленых его отличает теоретический размах мысли.
Его главное детище — гипотеза Геи (название придумал друг Лавлока, Уильям Голдинг). Разрабатывая для НАСА аппараты, предназначенные для поиска следов внеземной жизни, Лавлок понял, что с земной жизнью все тоже не так просто, как кажется. Учитывая современное состояние Солнца и близость к нему Земли, наша планета должна была бы давно превратиться в безжизненную пустыню наподобие Венеры. Этого не происходит, потому что Земля сама себя охлаждает. Наша планета со всей своей органикой и неорганикой представляет собой саморегулирующуюся систему, задача которой — поддержание самой жизни. Это и есть Гея — все земные вещества и существа как единый организм. В начале 1970-х, когда Лавлок обнародовал свою гипотезу, она выглядела эксцентрично, и большинство коллег-ученых сочли ее хипповской белибердой. Сейчас теория в гораздо большем почете — и у философов, и у практиков: она лежит в основе многих экологических программ. Вхождение Геи в мейнстрим связано с тем, что экологический кризис из смутных прогнозов превратился в очевидный факт. Гея в беде, и последняя книга Лавлока посвящена ближайшим ее перспективам.