Обнуление перед рассветом
«Закат»: не время самоубиваться
В прокат выходит новый фильм Мишеля Франко, автора, запомнившегося нам по кровожадной антиутопии «Новый порядок». В «Закате» речь о личном несчастье, об индивидуальном кризисе веры, в котором общество совсем невиновато. У Франко как будто есть свой ответ по поводу главной, если верить Камю, философской проблемы — проблемы самоубийства.
Предыдущий фильм Мишеля Франко «Новый порядок» шокировал жюри Венецианского кинофестиваля и большую часть прессы в 2020-м — казалось, пандемия ковида повлечет за собой тектонические социальные сдвиги, что непременно увенчается страшными кровопролитиями, столь убедительно и вместе с тем безнадежно поданными режиссером в этой жестокой картине. Тем не менее ковид закончился, а пророчество Франко не сбылось. Макабра в современности с начала года хоть отбавляй, но нынешние трагические события и близко не несут того идеологического заряда, о котором размышлял в «Новом порядке» Франко. И сегодня особенно понятно, что мексиканский режиссер все же скорее вуайерист, нежели провидец. Народный бунт, как водится, организованный кучкой провокаторов из спецслужб, и вправду в «Новом порядке» бессмысленный — из трех цветов, чаще всего украшающих стяги демократических государств, Франко выбирает красный, просто потому что смерть — это очень красиво.
В «Закате», год спустя также презентованном в Венеции, как можно понять из названия, ничего хорошего зрителя опять не ждет. Однако здесь Франко откладывает амбиции философа-санкюлота в дальний ящик и развенчивает буржуазный raison d’etre малыми экзистенциальными средствами. «Закат» — камерная история угасания живого организма, приводящая