Куда ни кинь, всюду Кын
«Подельники»: закон в отдельно взятой деревне
В прокат выходит игровой дебют известного документалиста Евгения Григорьева «Подельники». Не вызвавший особых восторгов критики во время прошлогоднего «Кинотавра», сегодня этот яркий уральский вестерн кажется уместным комментарием к особенностям российской жизни в изоляции.
В затерявшееся где‑то между Пермью и Тагилом село Кын на тряском «пазике» едет физрук Петя (Юра Борисов) со своей молодой женой Настей (Лиза Янковская). Бывшего биатлониста, который так и не дослужился до Олимпиады, в родном селе особо никто не ждет (ну разве что директриса местной школы), но, наладив буржуйку и заткнув щели покосившегося родительского дома подушками, получается справиться с морозом. Намного труднее сладить с местными, которые ждут скорого бегства, тем более что бежать есть от чего: в первую же ночь Петя становится свидетелем страшного преступления — спьяну местным шаманом-рецидивистом Витей Людоедом (Павел Деревянко) убит другой учитель-изошник, запойный интеллигент Саша. Об этом знают все, но в тюрьму за убийство садится другой. Деревня молчит, так как признает за Людоедом право сильного, а вместе с ней помалкивает и биатлонист.
Несмотря на то что синопсис «Подельников» звучит как описание типичной чернухи из страшной русской жизни, на экране все не так просто. Антураж снежной уральской зимы завораживающе эффектен, и интонация фильма — между сказкой и вестерном — остраняет привычную для русского кино брутальность истории и героев, живущих по понятиям. Яростный антагонист, роль которого смачно сыграна Павлом Деревянко, не так уж однозначен, да и Петя, которого обстоятельства превращают в героя, тоже. Сценарий «Подельников» написан сложно, конфликт, разворачивающийся