«Конкретный человек может быть чужим, но нельзя обобщать до "чужих"»
Владлена Санду о своем сериале «Идентификация»
На платформе Premier одновременно с премьерой на фестивале в Берлине выходит детективный сериал «Идентификация» — дебют Владлены Санду, ученицы Алексея Учителя и Бориса Юхананова. «Идентификация» — история о русской девушке в киргизской диаспоре в Москве, которая в день свадьбы становится подозреваемой в убийстве. С первых же серий зритель оказывается в неуютном пространстве окраинной Москвы: вещевой рынок, автозаки, менты, мигранты и насилие, которое не показано впрямую, но которым, кажется, пронизан каждый кадр «Идентификации». О чеченском детстве, женском взгляде в кино и любви к Фридриху Ницше Владлена Санду рассказала Константину Шавловскому.
Почему вы решили снять фильм, действие которого происходит в киргизской диаспоре в Москве?
Мне кажется, это и есть современная Москва, и там течет ее время. Мы же имеем представление о разных эпохах XX века по кинематографу, и мне кажется, что такое экранное воплощение Москвы отражает нашу. Поскольку я сама приехала в Москву из Георгиевска, а туда мы попали после того, как на нашу семью напали в Грозном, то и все мои фильмы так или иначе — про людей, у которых нет своего дома. Меня интересуют нелегалы, люди без определенного места жительства или люди, у которых временное, ненадежное жилье.
Ваше детство, проведенное в Чечне, как-то повлияло на историю, которую вы рассказываете?
Наверное, да. Потому что я выросла в исламе, и это культура, которую я хорошо знаю на уровне ощущений. Был период, пока мы еще не уехали из Грозного, когда стоял вопрос о том, чтобы я приняла ислам. И я даже готова была это сделать. Но обстоятельства и события сложились так, что этого не случилось.
Если судить по вашему документальному фильму «Святый Боже», а также по «Идентификации», которая начинается с мусульманской свадьбы, то кажется, что вас волнуют вопросы религии. Это так?
Я готовлю к защите во ВГИКе диссертацию на тему «Художественные поиски духовного в кинематографе XXI века». Это меня, безусловно, интересует — тут вы угадали.
На Берлинале в секции «Панорама» будет показан фильм «Продукты 24» Михаила Бородина, который тоже начинается с мусульманской свадьбы и тоже рассказывает о мигрантах из Центральной Азии на окраинах Москвы…
Да-да, я знаю об этом, потому что одну из ролей там играет Гульназ Келсимбаева, которая играет в «Идентификации» уборщицу. И кстати, именно съемки в нашем проекте привели к тому, что она снялась в «Продуктах». Об этом мне рассказала сама Гульназ.
Почему именно эта «невидимая» Москва оказалась в центре внимания — это специфический выбор фестиваля или что-то, о чем важно и необходимо говорить именно сегодня?
Когда у нас был показ первой серии «Идентификации» на «Кинотавре», кто-то из журналистов спросил, действительно ли я считаю, что нелегалы и мигранты — это важная тема для современной России. А мне странно, что люди вообще задают такие вопросы. Моя первая документальная работа во ВГИКе — «Дияна», это фильм о цыганке, которой 17 лет, она живет в Москве с таджиком Али зимой в холодной машине, она беременна, и у нее нет документов. Она — никто. Эта девушка сама подошла ко мне и попросила денег, а я стала с ней разговаривать. И она рассказала о своих страхах: о том, что у нее нет документов, поэтому она боится, что родит ребенка в роддоме и его у нее заберут. Мы с Дияной