Как строили счастье
Советские панельки от авангардистской утопии до заката империи
В Выксе до 18 января идет выставка «Счастливая жизнь в квадрате. Выксунский эксперимент и индустриальное домостроение в СССР». Проект, созданный совместно с Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В. Щусева посвящен советской программе панельного домостроения и представляет собой попытку осмыслить один из самых масштабных социальных и технологических экспериментов XX века. Weekend решил напомнить об основных вехах программы массового жилищного строительства — от авангардистских поисков 1920-х до переоценки советского модернизма в 1980-е.
От авангарда к индустрии
Эпоха индустриального домостроения началась после Второй мировой. Запущенная тогда в массовое производство новаторская серия 1–464 позволила, как на конвейере, собирать дома, в которые из коммуналок и бараков — или того, что от них осталось,— переселились миллионы семей. Но корни ее уходят, несомненно, в 1920-е, когда авангардисты выдвинули идею о том, что архитектура и искусство должны выступать инструментами создания нового коллективного общества и прекрасного будущего для него. Так появились дома-коммуны с общими кухнями, столовыми, местами для отдыха и прачечными, которые должны были не только «обобществить быт», но и даровать советским женщинам свободу от его гнета.
На выставке в Выксе есть геометрические композиции Александра Родченко 1920-х. В них угадывается язык будущей индустриальной архитектуры, в основе которой — ритмически повторяющийся квадрат и сетка. В те же годы Владимир Кринский исследовал роль цвета в архитектуре — и как он может придать большую выразительность простым геометрическим формам. Эксперименты, которые он начал во ВХУТЕМАСе в1920–1923 годах, получили развитие в конкурсном проекте акционерного общества «Аркос», где «клеточный» язык форм и цвета создает яркую фактурную композицию, — однако разработки Кринского остались только на бумаге, само задание на Ильинке в итоге возвели в 1927 году по проекту Владимира Маята.
