Григорий Ревзин о «Произведении искусства будущего» Рихарда Вагнера

WeekendИстория

Как произведение искусства становится обществом социальной справедливости

Проект «Оправдание утопии»: Григорий Ревзин о «Произведении искусства будущего» Рихарда Вагнера.

Маркграфский театр в Байройте. ALAMY / ТАСС

С этого текста Рихарда Вагнера начинается традиция эстетической утопии — то есть такой утопии, в которой искусство формулирует идеал нового общества и является средством его построения. Это принципиально новая утопия в истории человечества, и Вагнер пророк ее. Обойти его невозможно. Не то что близких мыслей нельзя найти у его современников — бесконечно более симпатичный Джон Рёскин или меланхолический Уильям Моррис двигались в том же направлении, но тут сказалось особое положение оперы в XIX веке. Это было массовое искусство, нечто вроде современной поп-музыки с истерическим поклонением, со звездами, с той, пожалуй, разницей, что «общество масс» тогда только начинало свое победное становление в Европе.

Рихард Вагнер был человеком с представлениями о порядочности, заметно отклоняющимися от минимально приемлемых стандартов что его времени, что нашего.

Он был убежденным антисемитом, страстным проповедником антисемитизма, и хотя он предавался своей животной и философской ненависти к евреям индивидуально, до Холокоста, его наследие очень вдохновило тех, кто его осуществил. Писать и даже читать о Вагнере некоторым людям (например, мне) малоприятно, хотя вот большой русский философ Алексей Федорович Лосев посвятил ему панегирик, прославив его как революционера и мыслителя, осознавшего ограниченность буржуазной революции. При этом Вагнер был образцово гениальным композитором, точнее идеальным выражением того, что называлось «гением». Само явление гения, каким его сочинил XIX век, относится к Вагнеру больше, чем к кому-либо другому. Но гениальность не проходит по разряду утопий, а Вагнер хотя и пытался влезать в государственное управление и архитектуру со всей силой изумительного самодовольства демиурга, но в этих исконно утопических областях не преуспел.

Однако он написал книжку «Произведение искусства будущего». Важен год создания «Произведения искусства будущего» — 1850-й. В 1849 году Вагнер, тогда придворный капельмейстер в Дрездене, восстал против самодержавия покровительствовавшего ему Фридриха Августа II, вошел в число руководителей дрезденской коммуны, а после поражения эмигрировал в Швейцарию. Кажется, что эстетические утопии порождаются досадой на эстетические же изъяны в наличном образе мира, и в дальнейшем этот мотив играл некоторую роль, но Вагнер преследовал изъяны именно социальные. Искусство, по Вагнеру, не создает прекрасное, оно создает прекрасное общество. Произведение искусства будущего должно спасти мир от несправедливости общественного устройства.

Вагнер начинает с того, что народ нуждается, потому что некоторые погрязли в роскоши и богатстве. Ненужное съедает необходимое. Это стандартная риторика революции, ко времени Вагнера, за полвека после Мирабо и Марата, она превратилась в газетную рутину. Речь идет о том, как следует организовать общество после уничтожения самодержавия, аристократии, угнетения, роскоши и богатства, общество модерна, или, как его когда-то определил Ортега-и-Гассет, «общество масс». Мне кажется, хотя я понимаю возможные возражения, именно в этом смысле следует понимать слово «народ» в текстах революционно настроенных мыслителей XIX века.

Только удовлетворение истинной потребности является необходимостью и лишь народ действует согласно необходимости — поэтому неудержимо, победоносно и единственно правильно. — Рихард Вагнер

«Народ — это совокупность всех, связанных общей нуждой. К нему принадлежат все те, кто воспринимает свою нужду как всеобщую или коренящуюся во всеобщей; все те, кто ищет облегчения своей нужды в облегчении общей нужды и направляет все свои силы на облегчение своей нужды, которую он считает всеобщей; ибо только крайняя нужда является истинной нуждой; только такая нужда является источником истинных потребностей; только всеобщая потребность является истинной потребностью; только тот имеет право на удовлетворение своих потребностей, кто испытывает действительные потребности».

Однако оказывается, что вот эти нуждающиеся нуждаются не в том, в чем они думают, вернее, эта их обычная нужда является частным случаем более общей. Способность природы обеспечивать людям достойные условия существования — это изначальное свойство истинного мироустройства. Если его достичь, нуждаться в материальном смысле никто не будет. Вопрос отсюда не в том, как достичь материального равенства, а в том, как достичь истинного мироустройства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Игровое кино Игровое кино

Тимур Бекмамбетов — о технологии съемки воздушного боя внутри компьютерной игры

Популярная механика
Гибель «Титаника»: русское эхо трагедии Гибель «Титаника»: русское эхо трагедии

Как гибель «Титаника» отразилась на русских прессе и обществе?

Дилетант
Пусть добро не пропадет: что будет, если завещать тело науке Пусть добро не пропадет: что будет, если завещать тело науке

Что будет с останками людей, которые решили, что кому-то их труп нужнее

Cosmopolitan
Взлёт и падение Селевкидов Взлёт и падение Селевкидов

Государство Селевкидов стало самым большим осколком империи Македонского

Дилетант
Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

Как написать успешную книгу

СНОБ
Искусствоведы разобрались в происхождении «Женщины с фонарем» Искусствоведы разобрались в происхождении «Женщины с фонарем»

В начале XVI века «Женщину с фонарем» изготовили в восточных Нидерландах

N+1
Из топ-моделей в актрисы: Кара Делевинь, Саша Лусс и Эмили Ратаковски в кино Из топ-моделей в актрисы: Кара Делевинь, Саша Лусс и Эмили Ратаковски в кино

Кто хоть раз в жизни не хотел попробовать себя в кино?

Cosmopolitan
Гигантскую выдру встретили в Аргентине впервые с 1980 годов Гигантскую выдру встретили в Аргентине впервые с 1980 годов

Считается, что гигантские выдры вымерли в Аргентине в 1980 годах

N+1
«Психотерапевт оказывает мне знаки внимания. Как к этому относиться?» «Психотерапевт оказывает мне знаки внимания. Как к этому относиться?»

Где та черта между психотерапевтом и пациентом, которую нельзя переступать?

Psychologies
Бутан от заката до рассвета Бутан от заката до рассвета

Другой Бутан, доступ в который открыт немногим

Вокруг света
Как вычислить кибератаки по Как вычислить кибератаки по

Математический аппарат, способный продвинуть область сетевой безопасности

Популярная механика
Почему спам называется спамом: неожиданная история популярного термина Почему спам называется спамом: неожиданная история популярного термина

Как название консервов превратилось в обозначение массово рассылки сообщений?

CHIP
Античную Гимеру защитили от карфагенян наемники Античную Гимеру защитили от карфагенян наемники

Исследователи проанализировали человеческие останки из могил V века до нашей эры

N+1
Афанасьевцы из Горного Алтая принесли культуру скотоводства в Монголию Афанасьевцы из Горного Алтая принесли культуру скотоводства в Монголию

Археологи: древние жители Горного Алтая научили монголов скотоводству

N+1
История бизнеса, который позволяет не сомневаться в себе История бизнеса, который позволяет не сомневаться в себе

Как Юлия Мальгинова открыла онлайн-магазин нижнего белья «Тушé»

Домашний Очаг
Машины смерти: как выглядели первые в мире танки Машины смерти: как выглядели первые в мире танки

В битве при Сомме через траншеи впервые поползли танки

Популярная механика
Психология бедности: 5 установок, которые мешают хорошо зарабатывать Психология бедности: 5 установок, которые мешают хорошо зарабатывать

Почему одни люди богаты, а другие считают мелочь в кошельке?

Cosmopolitan
Куда плывём? Куда плывём?

Яхтенная индустрия должна понять, куда двигаться дальше

Robb Report
В уездном городе N-ске. Часть 2 В уездном городе N-ске. Часть 2

Вымышленные города на страницах русской классики. Часть 2

Культура.РФ
Битва при Карансебеше. Австрийская трагикомедия Битва при Карансебеше. Австрийская трагикомедия

Иосиф II так спешил разбить османов, что в итоге разбил свою собственную армию

Дилетант
Слезы во благо: почему плакать необходимо Слезы во благо: почему плакать необходимо

И как улучшится наша жизнь, мы будем позволять себе такую «слабость», как слезы?

Psychologies
Почему на средневековых рисунках так много рыцарей, сражающихся с улитками Почему на средневековых рисунках так много рыцарей, сражающихся с улитками

В средние века улитка была символом трусости

Maxim
Людмила Улицкая: Лоскуток. Воспоминания о советских нарядах Людмила Улицкая: Лоскуток. Воспоминания о советских нарядах

Воспоминания о советских нарядах. Отрывок рассказа Людмилы Улицкой

СНОБ
Красотки в купальниках: откровенные фото жен резидентов Comedy Club Красотки в купальниках: откровенные фото жен резидентов Comedy Club

Гарик Мартиросян, Павел Воля и другие комики женились на изящных красавицах

Cosmopolitan
«Я мамина любимая дочка, и я никогда не буду счастлива в браке» «Я мамина любимая дочка, и я никогда не буду счастлива в браке»

У нежной любви и сильной привязанности дочери к матери есть и обратная сторона

Psychologies
Стив Джобс vs Билл Гейтс в цитатах, афоризмах и оскорблениях Стив Джобс vs Билл Гейтс в цитатах, афоризмах и оскорблениях

История величайшей ненависти и восхищения двух титанов начала XXI века

Maxim
Первая помощь Первая помощь

Вашей пары больше нет. Как примириться с новой реальностью и жить дальше?

Psychologies
Почему я больше не изменяю Почему я больше не изменяю

История женщины, которая отказалась от измен

Psychologies
Как одежда превращает тебя в старуху Как одежда превращает тебя в старуху

Что такое возрастной потенциал одежды и как не дать ему добавить тебе годков

Cosmopolitan
Открыть в приложении