Искусство искусственного
Елена Стафьева о выставке Les Lalanne a Trianon
В Малом Трианоне и деревне королевы Марии-Антуанетты при поддержке Dior проходит большая летняя выставка Les Lalanne — общее имя Клод и Франсуа-Ксавье Лаланн. Имя, ставшее брендом — одним из самых дорогих в современном арт- и дизайн-мире. Пространство главной рукотворной пасторали на свете как раз и демонстрирует, на какой стороне сейчас объекты Лаланнов — искусства прикладного или изящного
На самом деле Клод и Франсуа-Ксавье не работали вместе — то есть не работали бок о бок, у них даже никогда не было общей мастерской. Как рассказывает представитель галереи Mitterrand, чьими стараниями эта выставка организована, они были совершенно разного темперамента, в том числе и творческого. Клод — спонтанная, импульсивная, любившая импровизацию — могла притащить корягу с прогулки и сказать: «Так, это будет люстра!» — и коряга действительно становилась люстрой, пройдя через магическую ванну с сульфатом меди. Франсуа-Ксавье же любил порядок и распорядок, вся его работа была рассчитана и спланирована, любой хаос сбивал ее ритм. Это не помешало им прожить вместе больше полувека, вместе вырастить ее троих дочерей от первого брака и общую приемную дочь, вместе выстроить Les Lalanne — и даже делать совместные проекты, как, например, фонтан перед Парижской ратушей или игровую площадку в парке Les Halles (ее разобрали в 2011-м, накануне большой реконструкции). Но их произведения были не похожи друг на друга, их стиль разнился — и на вещах Клод стояло ее имя, а на вещах Франсуа-Ксавье — его. Стулья-овцы — мегахит, перепетый всеми на все лады тысячу раз,— это Франсуа-Ксавье; кочаны капусты на курьих ножках, Choupatte, и самый из них знаменитый, «Человек с головой-капустой» с обложки диска Сержа Генсбура,— это Клод. Общее же у них было одно, стиле- и смыслообразующее для обоих,— сюрреализм.
Франсуа-Ксавье в конце 1940-х приехал в Париж, поселился на Монпарнасе, и практически в каждом ему посвященном тексте вы найдете историю про то, как он бегал за водкой и сигаретами для своего соседа, которого звали Константин Бранкузи, и этот круг — Бранкузи, Макс Эрнст, Ман Рей, Марсель Дюшан — сформировал его как художника. С Клод они познакомились на его выставке в самом начале 1950-х и составили одну из важных богемно-творческих пар того времени, как, например, их друзья-сюрреалисты Ники де Сен-Фалль и Жан Тенгели. Клод была скульпторшей, и скульптура тоже стала их общим занятием. Тогда же, еще в 50-е, молодой Франсуа-Ксавье встретил молодого Ива Сен-Лорана, когда он еще работал у Dior, и Сен-Лоран стал для них с Клод тем общим звеном, что свяжет их с миром моды.