Хинди руси бхай бхай
«Отпуск в октябре»: мистическое приключение в поисках алхимической сути кино
В прокат выходит «Отпуск в октябре», четвертый на данный момент полнометражный фильм Романа Михайлова, вчерашнего дебютанта, за полтора года сумевшего приучить к себе не только критиков и фестивальных кураторов, но и обычных зрителей. Давно пора рассказать о методах этого автора.
Две молодые петербургские актрисы Света и Лена (Мария Мацель и Анна Завтур) живут мечтой пробиться в большой шоу-бизнес, а пока перебиваются небольшими эпизодами в сериалах про ментов. Скучают на съемках от тупых сценариев, выслушивают нарекания от не особенно нежных и очень торопливых режиссеров. Жизнь — тоска, пока не открывается уникальная возможность: какие-то мутные продюсеры набирают исполнителей в засекреченный международный проект, который снимает индийский режиссер. Девушки собирают чемоданы, чтобы ехать покорять Болливуд. Но первые съемки, как выясняется, должны пройти в России, в странной то ли гостинице, то ли турбазе. Лена в последний момент срывается (разумное решение), и Света остается одна в водовороте странных событий.
Эти съемки — индийский мэтр работает методом легендарного проекта «Дау» — совсем не похожи на те, в которых ей доводилось участвовать. Постепенно она погружается в игру, затеянную страдающими от скуки товарищами по актерскому цеху. Когда съемки стоят — а это на хаотичной площадке частое явление,— артисты собираются в кинозале, чтобы смотреть никому не известную советскую мелодраму из семидесятых годов. Название пленок — «Отпуск в октябре» — подозрительно похоже на запрещенный в свое время ленфильмовский шедевр Виталия Мельникова, но ни Олега Даля, ни диалогов Александра Вампилова в этом фильме нет — только скучные производственно-семейные разборки невеселых советских людей и какие-то разговоры о выговорах, путевках и премиях, свидания с любовницей и неизбывная безотчетная грусть. Зрители-актеры пытаются обнаружить в этих сценах магию кино и зачем-то воспроизводят увиденное в доступных им реалиях.