Гордое обаяние фаворитизма
«Жанна Дюбарри»: бабский манифест Майвенн
В прокат выходит «Жанна Дюбарри» француженки Майвенн — костюмная драма, открывшая в этом году Каннский кинофестиваль, двухчасовая и обескураживающе старомодная история любви короля Людовика XV и его фаворитки Жанны.
У юной незаконнорожденной девушки, живущей во Франции в XVIII веке, не так уж много возможностей устроить свою судьбу. Из монастыря умницу-красавицу Жанну де Вобернье выгоняют, так что ей одна дорога — на панель. Она отправляется в Париж, находит себе покровителей и добирается до постели самого короля. Чтобы иметь возможность быть рядом с королем, ей нужно быстренько стать дворянкой — она выходит замуж за графа Дюбарри и становится официальной фавориткой Людовика XV. И оказывается свободнее всех, кто окружает короля. Делает что хочет, постоянно баламутит придворное болото, слишком вольно обращается с правилами и страшно раздражает королевских дочерей. Потом король умирает. А потом умирает и старый режим. Жанна закончит свои дни на эшафоте, но об этом мы узнаем из закадрового текста. Смерть — не самая важная часть ее жизни.
«Жанна Дюбарри» Майвенн может показаться фильмом о скандальности, о социальных различиях, о правилах и о тех, кто не хочет их соблюдать,— но актриса и режиссер Майвенн снимала только о любви. Костюмная драма о любви проститутки, свободно и с удовольствием вверяющей свое тело разным, чаще немолодым, мужикам, и короля — который может подарить любовнице небольшую резиденцию, но не может сделать так, чтобы любовницу перестали шпынять его собственные дочери. Архаичная, пыльная история, где двое людей смотрят друг на друга под нескончаемую музыку, а остальные им то мешают, то помогают.
Майвенн играет Жанну, она в этой роли бесконечно обаятельна — как и во всех своих ролях, от Дивы Плавалагуны в «Пятом элементе» Люка Бессона до Алекс в «Кровавой жатве» Александра Ажа. И бесконечно старомодна. Майвенн считается противницей движения #MeToo, она, выйдя замуж за Люка Бессона в 15 лет и родив от него дочь в 16, недавно прилюдно плюнула в журналиста, который расследовал дело о сексуальных домогательствах Бессона. Снимая лавстори, она ведет себя примерно так же, как вела себя при дворе Жанна Дюбарри: отказывается следовать правилам, отказывается сочувствовать женщине, отказывается сочувствовать мужчине.