Лукия Мурина и Николай Исаев: служба охраны памяти

WeekendКультура

Гении места

Лукия Мурина и Николай Исаев: служба охраны памяти

Текст: Анна Толстова

Лукия Мурина и Николай Исаев. «Сжечь, нельзя сохранить», 2013. Фото: Лукия Мурина

Томские художники Лукия Мурина (род. 1987) и Николай Исаев (род. 1987) много работают в паре — над художественными исследованиями и кураторскими проектами. То и другое чаще всего посвящено сохранению памяти и актуализации наследия — томского, сибирского, общечеловеческого.

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Лукия Мурина и Николай Исаев. «3-я Провинциальная биеннале», 2022. Фото: Павел Рыскаленко
Лукия Мурина и Николай Исаев. «3-я Провинциальная биеннале», 2022. Фото: Павел Рыскаленко

Они познакомились в Томском колледже культуры и искусства, поженились еще студентами и, если понимать под искусством только старинные медиа живописи, графики и скульптуры, оказались совершенно разными художниками, даром что учились у одних и тех же учителей, в первую очередь — у Рафаэля Асланяна, модерниста в французско-фальковском духе. Оба идут от натуры и пленэра, но Николай Исаев — скорее живописец, воспевающий Томск в ностальгических пейзажах, а Лукия Мурина — скорее график, зачарованный индустриальным ландшафтом Сибири. Впрочем, у Исаева есть превосходная графическая серия «Наше красочное прошлое» (2019), а индустриальная графика Муриной колористически изысканна и, в сущности, живописна, пусть и в традициях «графической» живописи ОСТа и новой вещественности. Однако во всем, что выходит за рамки живописи, графики и скульптуры, это очень близкие друг другу художники и их творческие траектории почти полностью совпадают. Даже в том, что оба — еще и музейные работники, только Исаев, среди прапрадедов которого — Александр Кытманов, основатель и первый директор Енисейского краеведческого музея, начал работать в Томском краеведческом музее в студенческие годы, пройдя путь от разнорабочего до реставратора живописи, а Мурина пришла в Сибирский филиал Пушкинского музея (ранее — Сибирский филиал ГЦСИ), получив второй, искусствоведческий диплом в Алтайском госуниверситете. Но музей стал для обоих не столько местом службы, сколько образом мысли.

Лукия Мурина и Николай Исаев. «Рудник Днепровский», 2022. Фото: Музей истории ГУЛАГа

Как ни странно, первые совместные выступления художников с классическим образованием и музейными интересами относились к области стрит-арта, чем, как правило, занимаются люди, не обремененные ни тем ни другим. Но поскольку Томск — город университетский и интеллигентский, то и уличное искусство тут соответствующее. В 2011 году Лукия Мурина и Николай Исаев устроили сквоттерскую выставку «Сжечь нельзя сохранить» в так называемом Гоголевском доме (Городской училищный дом в память Н.В. Гоголя): вместе с однокашниками захватили заброшенное здание и превратили руину в молодежный выставочный зал. Место выбрали неслучайное: почти сто лет тому назад здесь проходила последняя выставка Томского общества любителей художеств — как искусствовед, Мурина начинала заниматься историей художественной жизни Томска, ощущая себя и свое поколение живой частью процесса (серия ее статей о томском искусстве публиковалась онлайн в 2015–2022 годах). Выставка, привлекавшая внимание к плачевному состоянию памятника архитектуры, была открыта всего несколько часов, но имела резонанс — томская богема принялась осваивать городские руины, Гоголевский дом в итоге спасли и отреставрировали, а Мурина и Исаев продолжили градозащитную деятельность в серии уличных акций.

Лукия Мурина и Николай Исаев. «Рудник Днепровский», 2022. Фото: Музей истории ГУЛАГа
Лукия Мурина и Николай Исаев. «Жесть-арт», 2020. Фото: Лукия Мурина

С 2013 года на мостовых Томска в тех местах, где были незаконно снесены или намеренно доведены до аварийного состояния старинные здания, стали появляться трафаретные изображения уничтоженных архитектурных памятников с надписями: «Сжечь, нельзя сохранить» и «Помните, здесь был я!» — чтобы восстановить облик того или иного исчезнувшего дома, художникам приходилось работать в архивах; трафареты, нарисованные и вырезанные с тончайшими деталями, выдавали руку мастеров-станковистов. В 2020 году была изобретена новая форма партизанской монументальной пропаганды «Жесть-арт»: окна деревянных домов, поставленных на реконструкцию, часто зашивают жестяными листами, и они вместе с резными наличниками начинают походить на пустые киоты — проведя архивные изыскания, художники по сохранившимся фотографиям рисовали портреты прежних обитателей особняков и вклеивали рисунки в эти жестяные киоты, так что здания выглядели как вывернутые наизнанку портретные галереи. Это искусство идеально отвечало томскому genius loci и его культу исторической памяти — ведь и акция «Бессмертный полк» в ее первоначальном, неогосударствленном виде была придумала в Томске. Однако художественно-просветительская миссия Николая Исаева и Лукии Муриной не ограничивается краеведением: их собственный дом, точнее — квартира, тоже стал важной городской достопримечательностью.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нежеланное предсказуемое Нежеланное предсказуемое

Как научиться ждать не хорошего финала, а правильного

Weekend
Абсент для горечи и картофель для текстуры — как приготовить идеальный джин-тоник Абсент для горечи и картофель для текстуры — как приготовить идеальный джин-тоник

Почему джин-тоник такой популярный, в каких пропорциях смешивать ингридиенты?

СНОБ
Урбан таро Урбан таро

Первое в мире урбанистическое таро: раскладываем карту Петербурга

Собака.ru
Тока этого мало Тока этого мало

Электроэволюция в одной отдельно взятой стране

Автопилот
Зал ожиданий Зал ожиданий

Для психического здоровья фитнес даже полезнее, чем для физического

VOICE
Жить, сниматься, любить: как Софи Лорен стала воплощением мечты Жить, сниматься, любить: как Софи Лорен стала воплощением мечты

Удалось ли Марко Спаньоли показать Софи Лорен такой, какое ее знают близкие

СНОБ
Без денег, помощи и независимости: с какими проблемами сталкиваются женщины в селах Без денег, помощи и независимости: с какими проблемами сталкиваются женщины в селах

Как в современных селах живут обычные женщины?

Forbes
Кир Булычев. Поперек реки Хронос Кир Булычев. Поперек реки Хронос

Чем Кир Булычев резко выделялся на фоне друзей и соратников по перу?

Знание – сила
«Буквально держится на краске»: неочевидные факты о том, как сохраняют Эйфелеву башню «Буквально держится на краске»: неочевидные факты о том, как сохраняют Эйфелеву башню

Чем автомобильные выхлопы вредят Эйфелевой башне?

ТехИнсайдер
Даниил Шульгин Даниил Шульгин

Даниил Шульгин — звезда дизайна с уклоном в трэш-эстетику и древесный художник

Собака.ru
Выигрышная комбинация: режиссер Никита Власов — о сериале «Комбинация», работе на свадьбах и о том, как он попал в кино Выигрышная комбинация: режиссер Никита Власов — о сериале «Комбинация», работе на свадьбах и о том, как он попал в кино

Режиссер Никита Власов — о проблемах индустрии и об исторических сериалах

Правила жизни
Повторение сотворения Повторение сотворения

Тавтология как главный прием Киры Муратовой

Weekend
Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять? Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять?

Все чаще рекламные ролики банков кредитным картам. Для чего же банки это делают?

Наука и техника
Как понять, что вам нужно мыть голову чаще Как понять, что вам нужно мыть голову чаще

Как понять, что вы моете кожу головы недостаточно часто?

ТехИнсайдер
Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней

Дизайнер Павел Стародубцев — про Артемия Лебедева и русский визуальный код

СНОБ
Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов

Распространенные ошибки руководителей из книги «Менеджмент глазами ресторатора»

Forbes
Ковровая резня Ковровая резня

«Ужасающий-3»: масштабное возвращение клоуна-маньяка

Weekend
Столетняя икона Столетняя икона

Отрывок из автобиографии самой пожилой fashion-знаменитости в мире

RR Люкс.Личности.Бизнес.
45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10 45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10

Список привычек, которые помогают жить более полной, яркой и счастливой жизнью

Psychologies
Яркость на максимум! Яркость на максимум!

Лаундж-студия KOKO loft для занятий танцами и йогой

SALON-Interior
«Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе «Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе

Почему Бунин токсично отзывался о современниках

СНОБ
Голливуд на Волге Голливуд на Волге

Как и зачем Голливуд, «Мосфильм» и кинокомпании Европы снимали фильмы вместе

Правила жизни
Возраст Гекаты: как женщине в возрасте 45+ принять и полюбить себя Возраст Гекаты: как женщине в возрасте 45+ принять и полюбить себя

Почему многих из нас так пугает возраст Гекаты, что мы отрицаем его?

Psychologies
Сергиев Посад: А что вокруг? Сергиев Посад: А что вокруг?

Три города Серебряного, или Малого Золотого, кольца

КАНТРИ Русская азбука
Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека

Как «запах смерти» мобилизует защитные механизмы в нашем организме

ТехИнсайдер
Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять

Все про ступичный подшипник: где находится, для чего нужен, симптомы

РБК
Без последствий Без последствий

Случайный секс и его неприятные последствия: о чем ты не знала?

Лиза
Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи Что такое думспендинг и почему люди тратят деньги на ненужные и бессмысленные вещи

Думспендинг: что это за способ борьбы со стрессом и чем он опасен?

Forbes
Вечная нефтяная зависимость Вечная нефтяная зависимость

История «голландской болезни» Венесуэлы

Деньги
Японцы представили 16-килограммовую робособаку с открытой архитектурой Японцы представили 16-килограммовую робособаку с открытой архитектурой

Робособаку MEVIUS можно собрать из коммерчески доступных компонентов

N+1
Открыть в приложении