Дочкино кино
Зинаида Пронченко о Джейн Биркин в фильме Шарлотты Генсбур
Вслед за премьерой «Джейн Б. глазами Аньес В.» в прокат выходит «Джейн глазами Шарлотты»: спустя почти 35 лет после легендарного фильма Аньес Варда Шарлотта Генсбур решила взглянуть на Джейн Биркин пристрастными и любящими глазами взрослой дочери. Но кажется, что Шарлотта оборачивается подобно Орфею — чтобы взглянуть на историю семьи, по случайности оказавшуюся историей искусства ХХ столетия. Впрочем, и то и другое уже принадлежит прошлому. Точнее, вечности.
«Джейн глазами Шарлотты» снят в прошлом году, на излете пандемии, и начинается с кадров концертного турне в Японии. Мать и дочь гастролируют в Токио, выходя на сцену, шепчут баллады Сержа Генсбура — мужа и отца, удивительным образом заглушая целый симфонический оркестр. Джейн с трудом оправилась от ковида, последовавшего сразу за страшной трагедией. Ее старшая дочь, Кейт Барри, покончила с собой, выбросившись из окна. Хотя официально семья так и не признала суицид, справедливо полагая, что смерть никого не касается — в отличие от любви.
Да, это картина именно о любви, и только о ней. В жизни женщины любовь принимает разные формы, как и сама женщина. Первые полчаса Джейн охотно делится с нами, каково оно быть невероятной красавицей, а затем неумолимо стареть. Если вкратце, то с возрастом, сколько бы ты ни оставался верен себе, принципам и устремлениям юности, в зеркале начинает отражаться чужой, совершенно неузнаваемый человек. Ну, значит, не стоит смотреть в зеркало и не стоит носить очки — говорит Джейн. И у старости есть свои плюсы. Контуры расплываются, мир отступает. А что есть мир? Шум и ярость, которые в итоге ничего не значат или не имеют никакого значения.