Деменция, моя любовь
Ксения Рождественская о «Падении» Вигго Мортенсена как памятнике токсичным родителям
В прокат выходит режиссерский дебют актера Вигго Мортенсена — отчасти автобиографичный фильм об отношениях с родителями. Главные герои — авторитарный отец (Лэнс Хенриксен), который даже на пороге беспамятства и смерти не перестает быть скабрезным злым стариком, и любящий его сын, которого играет сам Мортенсен.
Немолодой сын, Джон Петерсен, везет старого отца, Уиллиса, в Калифорнию — тот уже не способен жить в одиночестве на своей ферме, заботиться о лошадях, следить за домом. Но отец не хочет ни помощи, ни поддержки, ни калифорнийского солнца. Авторитарный, вспыльчивый, ядовитый и все делающий назло, он от‑ равляет жизнь всем, кто с ним сталкивается, материт всех, кто пытается ему помочь. Уиллис — гомофоб и постоянно издевается над семьей Джона: тот живет в браке с мужчиной, они воспитывают приемную дочь. Уиллис — мизогин и постоянно говорит гадости о бывших женах, не в силах даже вспомнить, как их звали. Хамит врачам. Упивается скабрезностями. И падает, падает все глубже в деменцию. Из флешбэков понятно, что таким — властным, неумным и злым — он был всегда. А первый раз он заставил сына заплакать, когда они впервые вместе вошли в дом и отец наклонился к новорожденному младенцу: «Прости, что привел тебя в этот мир, где ты и умрешь».
Вигго Мортенсена, Арагорна из «Властелина колец», называют человеком Возрождения. Он пишет стихи, музыку (ее можно услышать и на саундтреке к «Падению»), рисует и выставляет свои работы в галереях, трижды номинировался на «Оскар» за свои актерские работы — за «Порок на экспорт» Дэвида Кроненберга, «Капитана Фантастика» Мэтта Росса и «Зеленую книгу» Питера Фаррелли. И вот теперь представил свой режиссерский дебют, в котором, кстати, великий канадский режиссер Дэвид Кроненберг появляется в небольшой роли калифорнийского проктолога.