Дело рук утопающей
«Незнакомая дочь»: режиссерский дебют Мэгги Джилленхол
В последний день года Netflix выпускает «Незнакомую дочь» — режиссерский дебют актрисы и номинантки на премию «Оскар» Мэгги Джилленхол. За адаптацию романа Елены Ферранте Джилленхол получила приз за лучший сценарий в Венеции, но фильм оказался значительно беднее литературного первоисточника.
Долгожданный режиссерский дебют Мэгги Джилленхол, давно считающейся чуть ли не главной интеллектуалкой среди голливудских актеров, профессиональной среды, прямо скажем не располагающей к глубокой рефлексии, на первый взгляд поражает своей виртуозностью. Джилленхол щедра с коллегами и одаривает каждого — будь то новоявленная звезда Пол Мескал или ветеран экрана Эд Харрис — и травмой, и драмой. Характеры многочисленных персонажей, ближе к финалу группирующихся в настоящий древнегреческий хор, прописаны и сыграны с учетом малейших психологических нюансов. Все эти люди, которых фатум отправил жарким летом 2020-го на крохотный остров в Средиземноморье вроде Гидры, знаменитого пристанища Леонарда Коэна, кажутся larger than life — настолько они архетипичны и эгоистичны.
Однако «Незнакомая дочь», экранизация романа Елены Ферранте (2006), при ближайшем рассмотрении оказывается все же досадным упрощением беспощадной интимистской прозы до сеанса успешной гештальт-терапии. Джилленхол идет на поводу у моднейших сегодня течений принятия, добавляя к поп-мантрам типа «ешь, молись, люби и никогда не извиняйся» ложку феминистской повестки и бочку классического американского прагматизма. Все, что ни делается,— все к лучшему, любые испытания приносят дивиденды.