Борис Фрумин о «Ленфильме», эмиграции и ошибках юности

WeekendРепортаж

«Цензура свое дело сделала»

Борис Фрумин о «Ленфильме», эмиграции и ошибках юности

Фото: PhotoXpress

25 февраля стартуют московские показы Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» — одного из самых ярких и радикальных фестивалей России. Главным его событием станет первая в мире полная ретроспектива Бориса Фрумина в «Иллюзионе». Борис Фрумин — ученик Сергея Герасимова, еще во ВГИКе попавший вторым режиссером к Григорию Козинцеву на «Короля Лира». На «Ленфильме» он поставил «Дневник директора школы» (1975) с Олегом Борисовым и Ией Саввиной, а в 1977-м снял «Ошибки юности». Фильм вызвал скандал и был закрыт, а Фрумин эмигрировал в США, где уже 40 лет преподает режиссуру в Нью-Йоркском университете и Нью-Йоркском технологическом институте. Об «Ошибках юности», «Ленфильме» 1970-х и своих звездных учениках Борис Фрумин рассказал Константину Шавловскому.

«Ошибки юности» кажутся сегодня одним из самых точных портретов конца советских 1970-х. Там буквально в каждом эпизоде — платоновское «некуда жить», начиная с курортных армейских сцен и заканчивая серым Ленинградом. Как этот сценарий мог вообще быть запущен?

Эдуард Тополь принес сценарий в Первое объединение «Ленфильма», и главный редактор Фрижетта Гукасян отдала мне его со словами: «Борис, это фильм о молодом человеке, вы — молодой режиссер, прочитайте и ставьте». В то время фильмы о «молодых современниках» почти не снимались. Были фильмы про школу, за ее пределы камера не выходила. Трудно было представить советское кино о молодом человеке, который не может найти свое место в жизни: проходит срочную службу, возвращается в деревню, едет на северную стройку, бросает стройку, едет в Ленинград. И нигде себя не находит. Это совсем не то, что хотели видеть на экране советские чиновники. Сценарий Тополя был для меня возможностью показать разные куски советской жизни, проведя через них героя Станислава Жданько. Ну а когда мы начали работать, у нас сразу же начались проблемы.

«Ошибки юности», 1977. Фото: Киностудия «Ленфильм» / из архива журнала «Сеанс»

Но фильм же запустили.

Сценарий был запущен неутвержденным. У нас там была армия — мы оба, я и Тополь, служили. Студии нужно было нести сценарий в армейскую цензуру, а цензура не пропускала: показывать дедовщину на экране в те годы было немыслимо. Я пошел к директору киностудии Виктору Викторовичу Блинову и убедил его, что у нас зимняя натура, она уходит и надо начинать съемки. У нас уже была собрана группа, пробы проведены, актеры утверждены. С большим трудом, правда, утвердили главного героя: приехала женщина из Госкино СССР и сказала, что у Жданько волчьи глаза.

Но вам же и нужны были волчьи глаза?

Глаза не определяются до утверждения актера на роль. Ты идешь за актером, и актер тебе предлагает то, что он есть, а ты ставишь его в предлагаемые обстоятельства. Глаза Жданько чиновникам не нравились, но мы его все-таки утвердили. И Блинов согласился на экспедицию в Ухту.

«Ошибки юности» были одним из немногих на самом деле фильмов, которые легли в то время на «полку». На «Ленфильме» за полтора десятилетия их можно по пальцам буквально пересчитать.

Да, но именно в 1977 году на «Ленфильме» легла на полку «Вторая попытка Виктора Крохина» Игоря Шешукова, были закрыты «Ошибки юности», а фильму «Познавая белый свет» Киры Муратовой дали спецкатегорию — это от 5 до 17 копий на всю страну, то есть фильм выпустили, но без тиража. И директору студии, по-моему, был объявлен строгий выговор.

Сейчас молодые люди, скорее всего, не поймут, что же такого крамольного видело в «Ошибках» начальство.

Надо учесть, что у Госкино СССР была особая оптика при прочтении сценария и во время приема фильма. Вот простое перечисление: главный герой — неустроенный молодой человек, дедовщина, драка в казарме, пьянство на стройке, женщину бьют по лицу… Читающий цензор сразу же говорит: «Не надо, не надо, не надо». А мы это снимали, снимали, снимали. И поэтому, когда во время перестройки мне позвонили и сказали: «Приезжайте на „Ленфильм" восстанавливать „Ошибки"», мне было трудно в это поверить. Станислава Жданько к тому времени не было в живых, он трагически погиб — или самоубийство, или убийство, и поэтому в первой части фильма его озвучивает другой актер.

Жданько — фантастический артист, и можно сказать, что его пластика и его взгляд во многом делают фильм таким отчаянным. И особенно в сцене его одинокого танца в ресторане. Мне он напомнил танец Афони у Данелии, такой же одинокий и нескладный, и тоже, кстати, в ресторане. А уже в выродившемся, почти пародийном виде — этот же танец возникает в «Родне» у Михалкова. Это цитата или совпадение?

Нет, это — Стас. Он как-то мимоходом сделал что-то такое на площадке, прошелся чечеткой, и мы решили это снять. Сняли сначала в сцене с Неёловой, когда он бьет себя по груди во время ссоры в вагончике. А потом уже, когда снимали ленинградский блок, решили, что надо вот этот вот отчаянный танец его, битье в грудь, повторить и в ресторане.

У Данелии герой — рабочий, и у вас — молодой рабочий, и они показаны на экране рефлексирующими людьми, которые не могут, не умеют словами выражать свои чувства и выражают их через эти танцы.

Данелия сознательно выбрал комедию как возможность говорить о советской жизни, и это ему, на мой взгляд, очень помогло. «Ошибки юности» — драма, там есть какой-то юмор, но это другая картина. Она слишком серьезна. Если бы фильм вышел в свое время на экраны, то для зрителя он стал бы открытием. Это было современное советское кино, которое нам не дали развивать. Вот и все. А я считаю, что нужно снимать только современное кино. Я, например, не знаю серьезных российских фильмов про 90-е, за исключением «Жмурок» Алексея Балабанова. Эти годы не зафиксированы, они просто пропущены. Никакой цензуры не было, но российские режиссеры не снимали эту жизнь. А режиссер должен фиксировать, документировать современную жизнь. Это его обязанность.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нация и коллаборация Нация и коллаборация

50 лет «Лакомбу Люсьену» Луи Маля

Weekend
Боевые машины Боевые машины

Тяжелые боевые машины, которые участвуют в соревнованиях по всему миру

Популярная механика
«Оружие было отличным» «Оружие было отличным»

В Войне Судного дня советское оружие сражалось против американского

Дилетант
Валюта новой эры: почему внимание стало самым ценным ресурсом и как его сохранить Валюта новой эры: почему внимание стало самым ценным ресурсом и как его сохранить

Что такое внимание, как его укрепить и не растрачивать зря?

Forbes
Почему у нас болит голова, если мозг не способен чувствовать Почему у нас болит голова, если мозг не способен чувствовать

Как же болит голова и какие виды головной боли бывают?

Популярная механика
Книга Ольги Хорошиловой «Джентльмен Джек в России. Невероятное путешествие Анны Листер» Книга Ольги Хорошиловой «Джентльмен Джек в России. Невероятное путешествие Анны Листер»

Отрывок из книги-истории о путешественнице и ученой Анне Листер

СНОБ
Вся чешусь от тебя: что нужно знать о психосоматике аллергии Вся чешусь от тебя: что нужно знать о психосоматике аллергии

Действительно ли аллергия может быть связана с психосоматикой?

Cosmopolitan
Еда будущего: 10 полезных свойств спирулины для красоты и здоровья Еда будущего: 10 полезных свойств спирулины для красоты и здоровья

Доказаны ли полезные свойства спирулины наукой?

Cosmopolitan
Краски для жизни Краски для жизни

Минимальное вмешательство в планировку плюс творческий взгляд на палитру

Идеи Вашего Дома
Это любовь? Это любовь?

Люся Чеботина и Юркисс отвечают на прямой вопрос об их отношениях

ЖАРА Magazine
Памяти первых и последних. Почему в России больше никогда не будет «новых русских» Памяти первых и последних. Почему в России больше никогда не будет «новых русских»

«Новые русские» — как бизнесмены из 1990-х изменили жизнь в России

СНОБ
Физики ограничили массу электронного антинейтрино Физики ограничили массу электронного антинейтрино

Физики сообщили о новом ограничении на массу электронного антинейтрино

N+1
Сергея Каптилкина Сергея Каптилкина

Как объехать лучшие винодельни за три дня

Forbes
Раздать боком: почему дрифт нужно освоить каждому водителю Раздать боком: почему дрифт нужно освоить каждому водителю

Нужен ли дрифт обычным водителям?

Forbes
Алексей Дмитриев. Большой и добрый великан Алексей Дмитриев. Большой и добрый великан

Интервью со звездой сериала "Боец" Алексеем Дмитриевым

Караван историй
Меланхолия Меланхолия

Ксения Колесник (Asammuell) о том, почему не хочет быть хорошей

OK!
«Требуем расстрелять нашего сына»: самый молодой преступник в СССР «Требуем расстрелять нашего сына»: самый молодой преступник в СССР

Самый молодой серийный убийца в СССР, приговоренный к расстрелу

VOICE
Джон Туртурро Джон Туртурро

Джон Туртурро — о гангстерах и блокбастерах

Maxim
Веди себя по-человечески: разбираемся в вопросах этичности искусственного интеллекта Веди себя по-человечески: разбираемся в вопросах этичности искусственного интеллекта

Разбираемся в искусственном интеллекте на примере романа «Клара и Солнце»

Esquire
Запарились Запарились

Каким может быть настоящий честный лофт в московских условиях

AD
В темноте и за углом: американские солдаты получат высокотехнологичные очки для ближнего боя В темноте и за углом: американские солдаты получат высокотехнологичные очки для ближнего боя

«Системы дополненного зрения» помогают солдатам видеть в темноте

Популярная механика
Козерог: сильные и слабые стороны, совместимость с другими знаками Козерог: сильные и слабые стороны, совместимость с другими знаками

Козероги — самые трудолюбивые представители зодиака

Cosmopolitan
Как избавиться от мышей Как избавиться от мышей

Что делать, если в квартире или в частном доме завелись мыши?

Cosmopolitan
Худой мир лучше Худой мир лучше

История о том, как семеро участников проекта познали фитнес-дзен

Men’s Health
Театр Табакова Театр Табакова

Павел Табаков учится продюсированию и признается в любви Ренате Литвиновой

Harper's Bazaar
Физики разобрались с динамикой коллективного взаимодействия атомов с одним фотоном Физики разобрались с динамикой коллективного взаимодействия атомов с одним фотоном

Физики экспериментально исследовали динамику коллективного поглощения

N+1
О чем должно рассказывать искусство? Искусство вам ничего не должно О чем должно рассказывать искусство? Искусство вам ничего не должно

Об искусстве задавать вопросы и, самое главное, о праве их задавать.

GQ
«Почва только для одной партии» «Почва только для одной партии»

Зимой 1934 года закончилась бурная эпоха глубоких кризисов и острых потрясений

Наука
Как первый сотрудник Coinbase зарабатывает сотни миллионов на буме блокчейна Как первый сотрудник Coinbase зарабатывает сотни миллионов на буме блокчейна

Олаф Карлсон-Ви — как он воспользовался лихорадкой вокруг первых токенов?

Forbes
Однорельсовые железные дороги: неожиданное будущее ретро-изобретения Однорельсовые железные дороги: неожиданное будущее ретро-изобретения

Будущее было за двухколесными автомобилями и однорельсовыми поездами

ТехИнсайдер
Открыть в приложении