Политика памяти и забвения в «Бабьем Яре» Сергея Лозницы

WeekendСобытия

Антропология контекста

Политика памяти и забвения в «Бабьем Яре» Сергея Лозницы

Текст: Василий Степанов

В ограниченный прокат вышел монтажный фильм Сергея Лозницы «Бабий Яр. Контекст». В фильме собрано множество уникальной хроники, в том числе любительских немецких съемок оккупированных территорий, и разнородность исходных материалов — фантастическая удача этого самого аналитичного из всех архивных фильмов режиссера.

«Бабий Яр. Контекст» Сергея Лозницы родился из материалов, которые он начал собирать для игрового проекта. Лозница хотел снимать фильм, основанный на истории одной из выживших жертв массовых расстрелов — Дины Проничевой (она, конечно, тоже появится на экране). В 1946 году Проничева давала свидетельские показания на Киевском судебном процессе, в ходе которого было вынесено 15 приговоров — 12 из них смертные — военным преступникам, отдававшим приказы и участвовавшим в убийствах гражданского населения. История Проничевой, которая, избегнув расстрела 29 сентября 1941-го, вскоре вновь оказалась в Бабьем Яре уже как подлежащий уничтожению свидетель, пролежала несколько дней среди трупов, потом бежала, скрывалась, была выдана властям и спасена партизаном, работавшим под прикрытием в местной полиции, и вернулась в Киев с Красной армией, действительно достойна фильма. Только, скорей всего, это будет хоррор. Хоррором с полной ответственностью можно назвать и спродюсированную мемориальным комплексом «Бабий Яр» документальную картину: Сергей Лозница расширяет зону катастрофы, в которой сгинули десятки тысяч евреев, в прошлое и будущее, на запад и восток.

«Бабий Яр. Контекст» начинается в июне 1941-го со статичных кадров артиллеристского обстрела: медленно течет летняя река, содрогается переправа, слышны команды расчета — «Feuer!» Истошно кричит лошадь. Звук, как обычно у Лозницы-архивиста, кропотливо не восстановленный даже, а придуманный и записанный звукорежиссером Владимиром Головницким, вторгается в отреставрированную хронику, поначалу оглушая зрителя, сообщая происходящему чудовищный эффект присутствия. Уже позже, очухавшись от первых минут, понимаешь, что авторы, к счастью, сделали эту звуковую среду достаточно условной. Немецкий танк звучит почти так же, как советский танк. А звук духового оркестра, встречающего генерал-губернатора оккупированной Польши Ганса Франка, никак не соответствует виду нескольких жалких испуганных музыкантов, собранных для парада в последний момент. Значит, все-таки автору необходимо остранение. Зритель должен воспринять не только эмоциональный заряд увиденного на экране, но и интеллектуальный.

Из длинного ряда документально-архивных работ Сергея Лозницы, в числе которых «Блокада», «Событие», «Представление», «Процесс», «Государственные похороны»,— «Бабий Яр. Контекст», пожалуй, самая аналитичная. Это не просто чистка и публикация хроникальных кадров, не только изъятие документа у вечности и предъявление его современному зрителю, но еще и авторский взгляд, позиция, реализованная монтажно. Фильм кропотливо собран из многочисленных кадров, полученных из государственных и частных архивов Германии, России, Украины.

Разнородность исходных материалов — фантастическая удача фильма. Тут сталкиваются самые разные взгляды: почти любительский (много кадров, снятых впопыхах, с плохим фокусом, дрожащими руками, в условиях стремительного наступления), типично официальный (как, например, кадры подготовки Киева к обороне), празднично-журнальный (раздражающие пристрастных зрителей жители Львова, встречающие немцев с цветами), буднично-кошмарный (земляные работы, в ходе которых в основном закапывают или выкапывают трупы). У фильма много точек входа: камера то в опасной близости к смерти, на расстоянии вытянутой руки, то смотрит на все с безопасного удаления, с невозмутимой божественной высоты. Поневоле задумаешься, чьими фасеточными глазами мы увидели происходящее: адскую жестокость одних вчерашних соседей к другим в Галиции, стремительный, уместившийся в монтажную склейку путь к Киевскому котлу, потоки пленных, взрывы в оккупированном Киеве, очереди на расстрелы, суд над нацистскими преступниками в 1946 году, публичную казнь палачей, советскую стройку на месте массового захоронения. Это кино без героя, кино об отсутствии — и отдельных людей, и памяти о том, что с ними случилось. Есть только толпа и забвение.

Бабий Яр становится центром фильма — но он же и фигура умолчания, стягивающая пространство черная дыра. Кинокадров страшной двухдневной расправы, в ходе которой был убит 33 771 человек, не существует. Но есть фотографии Йоханнеса Хелле, снимавшего в Бабьем Яре на следующий день после расстрелов и в Лубнах прямо перед расстрелом. Их Лозница получил из Гамбургского института социальных исследований. Тихая фотоподборка — сначала после катастрофы, затем накануне смерти — и примыкающий к ней поминальный текст Василия Гроссмана «Украина без евреев» (опубликован в 1943-м), помещенные Лозницей в середину картины, производят шоковое впечатление. Еще час дает режиссер зрителю, чтобы успокоиться и принять логику истории. Вот в Киеве уже советские войска, вот во Львов входит Красная армия, и вместо сорванных портретов Гитлера — уже Сталин, а с парадной трибуны к населению обращается Хрущев. Народ не безмолвствует, народ просто легко забывает былое.

Финал фильма, в котором массовое захоронение Бабьего Яра заливают отходами кирпичного завода, погружая трагедию в забвение, безусловно, сильная точка. И все же он неизбежно вызывает ряд вопросов. Да, несомненно, Бабий Яр для советского государства был годами вытесняемой травмой. И все-таки еще до окончания войны вышел удостоенный Сталинской премии фильм «Непокоренные», в котором Марк Донской попытался реконструировать кошмар Бабьего Яра по свежим следам. В 1960-х в «Юности» с огромными купюрами, но все-таки был напечатан роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». В 1976 году на месте расстрелов был поставлен памятник с обтекаемой формулировкой («Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру»), типично застойный. Безусловно, вопрос, как так вышло, что оккупантам за два дня удалось согнать вместе и расстрелять почти тридцать четыре тысячи евреев при совершенном непротивлении прочего местного населения, беспокоил советское руководство слишком сильно, чтобы углубляться в тему. Кремль закрыл его еще в 1946-м, когда на площади Калинина в Киеве (сегодня мы знаем ее как майдан Незалежности) при одобрении двухсоттысячной толпы повесили дюжину иностранных палачей. Но и автор фильма тоже не рискует выйти за рамки констатации фактов. Это, пожалуй, слишком страшно: отделить сугубо историческое от извечно человеческого.

Фото: Atoms & Void

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Как избавиться от эмоционального багажа: 11 методов Как избавиться от эмоционального багажа: 11 методов

Чтобы жить и чувствовать себя счастливым, необходимо разобраться с прошлым

РБК
Ким Кардашьян Ким Кардашьян

Правила жизни инфлюенсера Ким Кардашьян

Esquire
25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины 25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины

Женщины очень разные. В этом-то и проблема. И что они не любят — сложно понять

Maxim
Партитура без нот и электрогитара без электроники Партитура без нот и электрогитара без электроники

История советской музыки в пяти экспериментах

Weekend
Чем заняться дома зимой? Чем заняться дома зимой?

Как разнообразить свой досуг, не покидая дома?

Psychologies
Вождь итальянского футуризма, эксцентрик и идеолог фашизма: занимательная жизнь Филиппо Томмазо Маринетти Вождь итальянского футуризма, эксцентрик и идеолог фашизма: занимательная жизнь Филиппо Томмазо Маринетти

Филиппо Томмазо Маринетти — поэт-скандалист, вождь итальянского футуризма

Esquire
Развод без девичьей фамилии: как Петр I избавлялся от своих жен Развод без девичьей фамилии: как Петр I избавлялся от своих жен

О крутом нраве Петра I ходили легенды, и все жены государя познали его гнев

Cosmopolitan
О ком она вздыхает? Или как стать любовником, которого невозможно забыть О ком она вздыхает? Или как стать любовником, которого невозможно забыть

Истории четырех девушек, которые рассказывают, как надо и не надо делать

Playboy
Два совета, которые предприниматели дали бы себе на старте Два совета, которые предприниматели дали бы себе на старте

Советы от сооснователей XYZ School для начинающих предпринимателей

Inc.
GPT-3 научили искать ответы в интернете и подкреплять их ссылками на источники GPT-3 научили искать ответы в интернете и подкреплять их ссылками на источники

GPT-3 научили нейросеть собирать информацию из разных источников

N+1
О чем он только думает О чем он только думает

Прочитать мысли мужчины или просто спросить его?

Cosmopolitan
На берегу океана На берегу океана

Интерьер московской квартиры в стиле american contemporary

SALON-Interior
Археологи нашли в Казахстане погребение девушки в царском облачении Археологи нашли в Казахстане погребение девушки в царском облачении

Девушка в царском облачении принадлежала к кочевой элите V–VI веков нашей эры

N+1
69 м² 69 м²

В интерьере заказчика Мария Амелина поселила Спайдермена

AD
Короли и любовники: какие инстинкты управляют боссами Короли и любовники: какие инстинкты управляют боссами

Какие инстинкты и мотивы руководят боссом и что для него важно

Forbes
Как избавиться от черных точек дома: лайфхаки от косметолога Как избавиться от черных точек дома: лайфхаки от косметолога

Одна из самых распространенных проблем с кожей – так называемые черные точки

VOICE
Что наука говорит о балансе работы и личной жизни Что наука говорит о балансе работы и личной жизни

Как правильно расставлять приоритеты между работой и личной жизнью?

Популярная механика
Измученная мать и папа-дебошир: быт и расходы семьи вундеркиндов Тепляковых Измученная мать и папа-дебошир: быт и расходы семьи вундеркиндов Тепляковых

Почему родителям так важно было отправить ребенка в институт раньше времени

Cosmopolitan
Почему всегда так сложно выбрать подарок для мужчины? Почему всегда так сложно выбрать подарок для мужчины?

Объясняем, почему подарок для мужика — это всегда квест

Maxim
На Большом адронном коллайдере впервые измерили время жизни бозона Хиггса На Большом адронном коллайдере впервые измерили время жизни бозона Хиггса

Время жизни бозона Хиггса совпало с предсказанием Стандартной модели

N+1
Опознанный летающий объект: история изобретения фрисби Опознанный летающий объект: история изобретения фрисби

История тарелки фрисби

Популярная механика
Домик на волне Домик на волне

«Море волнуется раз»: главный фильм 2021 года по версии «Кинотавтра»

Weekend
Операция «Антропоид» Операция «Антропоид»

Даже среди марок нацистской Германии этот экземпляр отличается своей мрачностью

Дилетант
Рукоделие для снятия стресса: новичкам и любителям Рукоделие для снятия стресса: новичкам и любителям

Эти виды рукоделия станут не только приятным занятием, но «разгрузят мозг»

Psychologies
Азиатские штучки Азиатские штучки

Паназиатская кухня: почему её так сложно уместить под крышей одного ресторана?

Bones
Как перестать стесняться: гайд по прокачке уверенности в себе Как перестать стесняться: гайд по прокачке уверенности в себе

Стеснительность - не приговор

Playboy
Время лайфхаков: как узнать, кто заблокировал в инстаграме Время лайфхаков: как узнать, кто заблокировал в инстаграме

Ты точно вычислишь тех, кто кинул тебя в ЧС

Playboy
Как 29-летний белорус построил «единорога» в США, помогая детям с аутизмом Как 29-летний белорус построил «единорога» в США, помогая детям с аутизмом

Elemy — «единорог», который помогает детям с аутизмом получать терапию

Forbes
Что такое сход-развал и когда его делать. Памятка для водителей Что такое сход-развал и когда его делать. Памятка для водителей

Разбираемся, что такое развал-схождение и можно ли сделать его самостоятельно

РБК
Открыть в приложении