Десятка выдающихся пьяниц, алкоголиков и выпивающих героев мирового киноэкрана

WeekendСобытия

Антиалкогольная компания

10 фильмов про пьянство

Текст: Павел Пугачев

В алкогольной истории кино можно и утонуть — отношения этого искусства со спиртным крепчайшие. Weekend представляет десятку выдающихся пьяниц, алкоголиков и просто выпивающих героев мирового киноэкрана.

«Потерянный уикенд». Билли Уайлдер. 1945

Эталонное кино об алкоголизме

Фото: Paramount Pictures

Дон (Рей Милланд) смог продержаться 10 дней без алкоголя. Его любимая (Джейн Уайман) и его брат (Филлип Терри) хотят вывезти его за город, чтобы на трезвую голову отпраздновать такое завоевание. Но под надуманным предлогом Дон остается дома на выходные. Гордое одиночество оборачивается срывом и тяжелейшим запоем, вытащить из которого сможет только большая любовь. Так бывает только в кино, и Билли Уайлдер на этом настаивает. Хоть «Потерянный уикенд» вполне справедливо считается «первым достоверным изображением алкоголика в кино», но также он занимает почетное место в списках «лучших нуаров в истории». Камера слетает с катушек вместе с героем, буквально лезет в бутылку, искажает пространство и сводит все к одной мании. Поэтому и приклеенный хеппи-энд выглядит не столько уступкой цензорам, сколько авторской издевкой с характерной уайлдеровской иронией: «Вы же понимаете, что потерял он не только несколько дней своей жизни».

«Покидая Лас-Вегас». Майк Фиггис. 1996

Как упиться насмерть

Фото: Initial Productions, Lumiere Pictures

Мрачно спивающегося сценариста Бена (Николас Кейдж) увольняют со студии, выписав напоследок солидный чек, обналичит который он уже в Лас-Вегасе, где и проведет свои последние дни. «Не понимаю, почему я начал пить. Потому что жена меня бросила? Или жена меня бросила потому, что я начал пить?» — этот короткий монолог так и останется чуть ли не единственной подробностью прошлой жизни Бена. Что-то попытается понять его последняя подруга, невезучая проститутка Сэра (Элизабет Шу), наделенная то ли зашкаливающей эмпатией, то ли святой глупостью. Вместе с Сэрой гадать может и зритель, но незачем. «Покидая Лас-Вегас» — это не психологическая драма про причины алкоголизма, а элегия о человеке, решившем отправиться на тот свет. Чтобы оправдать такую драматургию, нужен актер-ракета, как Николас Кейдж, умеющий играть не персонажей или людей, а состояния и передавать их через экран — похмелье от этого фильма тяжелейшее.

«Отпуск в сентябре». Виталий Мельников. 1979

Запой во время застоя

Фото: Ленфильм

С элегантностью мастера Виктор Зилов (Олег Даль) откупоривает пивную бутылку о краешек стола. С такой же легкостью и своеобразным изяществом рушит он жизни всех вокруг, доводя и себя самого до приставленного к горлу ружья. Телевизионной экранизации «Утиной охоты» Александра Вампилова не повезло с выходом на экраны: в 1979 году фильм положили на полку и выпустили лишь восемь лет спустя, в разгар перестройки и под занавес антиалкогольной кампании. Могли бы и пораньше: ведь в и без того богатой галерее алкоголиков советского кино не было столь отталкивающего и одновременно глубокого, сложного образа пьяницы. В герое Даля можно разглядеть и предельное выражение отвращения к эпохе застоя, и глубокую экзистенциальную тоску, и «лишнего человека», и банальную инфантильность, и современную «мужскую депрессию». Но едва ли возможно его осудить и, как сделала бы умудренная опытом женщина, выставить его за порог. Эти глаза заставляют простить всё.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении