20 фильмов Каннского фестиваля
Выбор Ксении Рождественской
В этом году в программе Каннского кинофестиваля слишком много великих, хороших или просто интересных режиссеров, так что составить десятку лучших фильмов совершенно невозможно. Минимум двадцать.
«Жанна Дюбарри»
Фильм открытия
Майвенн
Костюмная биографическая драма — точнее, если судить по трейлеру, костюмное развлечение Майвенн («Мой король», «ДНК»), вариации на тему отношений короля и куртизанки, мужчины и женщины, власти — и власти. Возвращение на экран Джонни Деппа, который уже на постере фильма выдает такую кривую ухмылку, что становится понятно, как Майвенн его выбирала: «Мне нужен был неоднозначный актер,— говорит она,— красивый и деструктивный, причем он должен был быть таким, чтобы вам хотелось склониться перед ним в поклоне, как только вы входите в комнату». Джонни Депп, кто же еще.
«Опавшие листья»
Конкурс
Аки Каурисмяки
Эта трагикомедия считается «четвертым фильмом пролетарской трилогии» самого важного финского режиссера — предыдущей работой в этой его саге была «Девушка со спичечной фабрики» 1990 года. В официальном пресс-релизе фильма говорится, что «Опавшие листья» — трагикомедия о двух одиноких людях, случайно встретившихся ночью в Хельсинки в поисках единственной любви. Фильм вдохновлен одноименной песней на стихи Жака Превера из фильма «Врата ночи» Марселя Карне; другие бессменные источники вдохновения для Каурисмяки — Брессон, Одзу и Чаплин. «Но за этот катастрофический провал,— уточняет финский режиссер,— в ответе один лишь я».
«Астероид-Сити»
Уэс Андерсон
Уэс Андерсон вновь передает привет мировой симметрии, 1950-м годам, пастельным цветам, миру серьезных детей и дурковатых взрослых. По сюжету в середине 1950-х в аризонской пустыне, в городе под названием Астероид-Сити, проходит съезд юных звездочетов. И, судя по всему, в расписание съезда вклиниваются пришельцы. Как обычно, Андерсон собирает таких актеров, что они могут просто смотреть в камеру и ничего не делать, все равно получится гениально: Тильда Суинтон, Том Хэнкс, Стив Карелл, Джейсон Шварцман, Скарлетт Йоханссон, Джеффри Райт и другие звезды — но на этот раз обошлось без андерсоновских любимцев Билла Мюррея и Оуэна Уилсона.
«Клуб "Зеро"»
Джессика Хауснер
Австрийка Джессика Хауснер, считающая себя хореографом, а не просто режиссером, всегда интересовалась пространствами силы, институциями со строгими правилами, будь это лаборатория, где выводят цветок счастья («Малыш Джо», за роль в котором Эмили Бичем в 2019-м получила приз Каннского кинофестиваля), гостиница на краю леса («Отель») или место религиозного поклонения («Лурд», приз ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля 2009 года). Ее новый триллер — об учительнице (Миа Васиковска), которая организует в частной школе некий клуб „Зеро", где разбираются с расстройствами пищевого поведения. Самое страшное в триллерах Хауснер — их выверенность, холодность, вечная битва перфекционистов с законами природы.
«Химера»
Аличе Рорвакер
Артур способен ощутить пустоту. Буквально. Свой дар он использует для того, чтобы грабить археологические захоронения. И, разумеется, в душе у него тоже пусто — там была любовь, и он ее потерял. Итальянка Аличе Рорвакер (каннский сценарный приз за «Счастливого Лазаря» в 2018 году и Гран-при жюри Канна-2014 за «Чудеса») разбирается с черным рынком антиквариата в своей неповторимой манере вкрадчивого магического реализма. В фильме снялись Джош О’Коннор и Изабелла Росселлини.
«Монстр»
Хирокадзу Корээда
Обманчиво простые фильмы японского режиссера, последователя Одзу, принято называть «тихим кино»: это семейные драмы, в которых всегда есть ощущение непостижимости мира. «Монстр» — не тихий фильм. Обычная школьная драка становится началом жесткой истории, в которую оказываются вовлечены и родители, и школьная администрация. Одна из последних работ композитора Рюити Сакамото, умершего в марте этого года. Предыдущий фильм Корээды, «Посредники», получил «Серебряную пальмовую ветвь» Канна за лучшую мужскую роль (Сон Кан Хо), его «Магазинные воришки» взяли в 2018 «Золотую пальмовую ветвь».