Все любят Шелдона Купера, или Как стать гением
Почему эксцентричный, эгоистичный, не слишком тактичный и вежливый герой сериала «Теория Большого взрыва» всем так нравится? Возможно, людей привлекает его гениальность, которая отчасти компенсирует многие недостатки, считает профессор биологии Билл Салливан. А вдруг в каждом из нас скрыт не менее яркий талант?

Этой весной закончился последний, двенадцатый сезон популярной во всем мире «Теории Большого взрыва». И, что нетипично для сериала об ученых, уже вышел спин-оф, с тем же юмором повествующий о детстве одного из самых харизматичных героев — Шелдона Купера.
Шелдон завоевал сердца зрителей, будучи совершенно непохожим на стандартно привлекательных героев кино. Он не отличается состраданием. Не совершает подвигов. Он нетерпелив и не готов понимать окружающих. Это до грубости честный эгоист, чью эмпатию обнаружить сложнее, чем бозон Хиггса. Сердце Шелдона кажется неподвижным, как лифт в доме, где он живет. Он бесит и раздражает. А еще он чертовски яркий и талантливый.
Скромное обаяние таланта
Почему многие зрители по всему миру находят Шелдона привлекательным? «Потом что мы без ума от гениев, — уверен биолог и публицист Билл Салливан. — Яркий талант — вот чего у нобелевского лауреата доктора Купера в избытке».
Удивительные аналитические способности и интеллект Шелдона высоки как раз за счет недоразвитости интеллекта эмоционального. На протяжении всех сезонов зрители не теряют надежды, что герой найдет баланс между разумом и способностью чувствовать. В нескольких наиболее ярких сценах сериала мы с замиранием сердца наблюдаем, как Купер выходит за рамки холодной логики и внезапно озаряется пониманием эмоций других людей.
В реальной жизни подобные компромиссы между когнитивными и эмоциональными навыками часто встречаются у савантов. Так называют людей с врожденными или приобретенными (например, в результате травмы) психическими нарушениями и так называемым «островком гениальности». Он может проявляться в феноменальных способностях к арифметике или музыке, изобразительному искусству, картографии.