Вред обобщений: почему теория поколений не работает
Пока работодатели пытались найти ключ к разгадке поколения Y, на рынок труда успело выйти следующее поколение сотрудников. В чем еще минусы использования теории поколений для бизнеса, кроме потери времени на попытку сделать правильные обобщения?
Теория поколений впервые была описана в 1991 году, когда Нейл Хоув и Уильям Штраус выпустили книгу, рассказывающую о биографиях представителей различных поколений. В 1997 году они уже подробно описали свою теорию как цикличное повторение моделей поведения различными поколениями. Идея авторов заключалась в том, что происходящие в политике и экономике события влияют на формирование человека как личности и во многом определяют его поведение, в том числе в работе. Хоув и Штраус изложили свою теорию ярко и убедительно, но, согласитесь, мысль не нова.
Про спиральное развитие истории говорили и гораздо раньше, причем применительно к совершенно разным областям — к экономике, и, например, моде. В этом отношении повальное увлечение теорией поколений и стремление описать любые поступки сотрудников, основываясь на получивших новые смыслы буквах X, Y, Z, выглядит как пустое навешивание ярлыков. Поколенческая теория отразилась не только на HR-сфере, но и получила большую популярность в маркетинге. Однако в современном мире, когда способов анализировать аудиторию невероятное множество, а ценность каждого маркетингового сообщения теперь заключается в точном попадании в интересы конкретного потребителя (индивидуальные предложения, таргетинг, пуш-уведомления и многое другое), деление аудитории на такие крупные группы по возрасту кажется очень грубой. Все больше брендов переходит от количества к качеству аудитории, выстраивая работу с микроинфлюенсерами.
Один из критиков теории Нирадж Давар, профессор маркетинга в бизнес-школе имени Ричарда Айви (Канада), пишет: «Разделение потребителей на поколения на основании года их рождения является одной из самых примитивных форм сегментации. Сегодня на фоне повсеместного использования смартфонов эти методы кажутся такими же устаревшими, как наборный диск телефона».