Медиахудожник Вадим Эпштейн — о генеративном искусстве и нейросетях

ReminderКультура

«Возможно, людям будут платить за то, чтобы они вообще хоть что-нибудь хотели»

Медиахудожник Вадим Эпштейн о генеративном искусстве, нейросетях, человеческих желаниях как ценной валюте и синтетических медиа будущего

Валерий Игуменов

Вадим Эпштейн

Вадим Эпштейн мог стать физиком-теоретиком, но искусство как метод познания мира оказалось привлекательней науки. Генеративным искусством он занялся около 15 лет назад — задолго до того, как сам этот термин стал массово популярным. Reminder публикует большое интервью с Эпштейном об искусстве и его восприятии людьми, о нейросетях, метавселенных, человеческих желаниях людей как ценной валюте будущего и о синтетических медиа, которые не будут иметь абсолютно никакой связи с реальностью.

«Чистая математика — это круто, но как-то недостаточно»

— Когда мы обсуждали интервью, вы предложили на старте договориться о том, что есть искусство и что есть творчество.

— Само слово искусство применяют в двух не очень связанных областях и смыслах. Первый смысл — как некий путь, установка, метод жизни, познания, творчества. Второй — как социальный конструкт. Одно применение — внутри человека, второе — вне человека, в окружающем мире, всякие галереи, институции и так далее.

Второе — четко оформленные формальные конструкты. Если человек, компания, контора подпадают под определенные признанные занятия и выполняют их в признанном формате — выставляются в галереях, участвуют в конкурсах, фестивалях, в чисто административной движухе, в социальном мире автоматически считается, что вот это — искусство. Остальное считается чем угодно, но не искусством. Об этом внешнем направлении говорить бессмысленно, это просто деталь капитализма, условно говоря.

А если говорить о внутреннем направлении, мне очень нравится определение, которое я почерпнул от совершенно чудесного художника и куратора Дмитрия Булатова. Он говорил, что искусство — это метод вызывания и постижения сильных и глубоких эмоциональных переживаний, которые нельзя вызвать другими способами в реальном мире. Или так: создание и вызывание вот этих в обоих смыслах искусственных эмоций — основной, если не единственный результат любой деятельности в области искусства.

Обычные эмоции человек получает, так сказать, в нагрузку, по ходу своего существования, или от природных явлений. То есть, это либо происходит само собой, либо как вторичный, побочный продукт каких-то действий. А в случае с искусством создание и переживание эмоций является основной и единственной целью. И если это удается, можно говорить — да, это оно.

— Можно ли в этой связи считать, например, социальные сети вещью, которая вызывает и заставляет переживать эмоции и, таким образом, творит искусство?

— На эту тему сейчас идет нехилое бодание. Прежде искусством считалась некая монополия на подобные вещи, что единственными, кто мог позволить себе тратить время, силы и ресурсы на то, чтобы целенаправленно вызывать такие эмоции, были художники, писатели, композиторы и так далее. И что если человек не является профессиональным художником, у него просто времени и сил не это не будет, а если он целенаправленно этим занимается, то уже все складывается.

Об этом хорошо говорил Алексей Шульгин, один из моих любимых художников и последние десятилетия тоже куратор (у них с Аристархом Чернышевым в Москве был замечательный Electroboutique). На одной из встреч он выкатил программный текст о том, что галереи остались просто социальным конструктом, и свою основополагающую роль если и выполняют, то скорее по инерции и потому, что там еще болтаются какие-то неплохие люди. А все самое интересное, самый жир происходит в совершенно других областях — в том, что обычно называют креативной индустрией. У него был даже слайд с перечислением основных областей, которые перехватили эту роль, вот эти области.

Идея понятна: это то, что называется casual creativity, то есть когда человек не постулирует себя профессиональным художником, который зарабатывает себе на жизнь только творчеством и выставляется в галереях. Это все уже не важно для того, чтобы максимально самовыражаться, и чтобы результаты были впечатляющими, и чтобы аудитория была серьезная.

— Что лично вам интересно делать в искусстве? С помощью тех же нейросетей?

— Это то, что я понимаю под тремином creative coding, — применение специальных и профессиональных навыков к достижению неочевидных и неожиданных результатов. Своего рода хакинг, на стыке компьютера (производителя) и человека (потребителя), perception glitch, сбой восприятия. Крутые спецы prompt design, кстати, вполне подходят под эту категорию. Главное тут, наверное — блуждающее исследование, вместо планомерного достижения каких то заранее поставленных целей. Это путь.

Что касается общего подхода к тому, что я делаю — еще в молодости у меня сложилась такая посылка. Во-первых в качестве прелюдии были работы Питера Гринуэя, из которых у меня сложилось представление, что в мире есть всего два класса вещей: либо обычные, либо красивые, третьего не дано. Во всем, что необычно, есть определенная красота, ее надо уметь увидеть. Второй тезис — есть базовое, очень схематичное представление о том, как работает человеческое восприятие. Если идет некое воздействие до определенного предела, человек перерабатывает это на основе шаблонов, которые у него накопились в жизни, и он продолжает укладывать все в эти шаблонные представления. Слово «шаблон» здесь без негатива: просто, как человек начинает учиться в школе и в институте, так и учится дальше. Из разрозненных, хаотичных и аморфных вещей он пытается складывать некую понятную структуру. И до определенного момента это неплохо, но если человек ведет себя так всю жизнь, он становится просто «квадратиш, практиш, гут» — и это скучно. С какого-то момента нужно начинать «разучиваться», уметь разламывать эти структуры, видоизменять, идти наперекор шаблонам и еще чему-то.

Если человеку давать впечатления до определенной силы и понимания, которые укладываются в его внутренний мир, он их просто переработает. Если ему дать слишком сильные впечатления, у него включатся защитные механизмы, он просто закроет глаза, замажет уши и уйдет. А если пытаться давать буквально чуть-чуть больше, на 5-10% больше того, что человек еще способен переварить, и у него еще не включаются защитные механизмы, вот это, на мой взгляд, самый интересный интервал. В таком случае можно пытаться менять внутреннюю структуру человека, на логическом уровне ставить под вопрос то, к чему он привык, а на эстетическом — приоткрывать вот эту внутреннюю красоту чего-то, чего до этого не было.

Эксперимент, техника Deepdream (здесь и далее работы предоставлены автором)

— Возникает вопрос: «Чтобы что?» Чтобы человек стал другим? Допустим, человек изменится, и что?

— Хороший вопрос. Не знаю. Я его не раз себе задавал, учитывая, что я не то, чтобы рвусь изменить мир или людей. Я довольно давно сформулировал базовую структуру своих интересов как Myth & Math — сплав максимально иллюзорного и непостижимого с неким универсальным символьным практическим аппаратом. Миф и математика меня очень приятно греют своим балансом.

Чистая математика, или в широком смысле наука и техника — это круто и интересно, но как-то недостаточно. Отдельно люди сами по себе — слишком органическая штука, биомасса, а я не гуманитарий. А вот на стыке, когда мы технологиями начинаем эту «биомассу» немножко ворошить, когда схлестываются принципиально разные начала, структуры, тенденции и так далее, возникают как раз интересные, на мой взгляд, вещи. Я склонен думать, что зрители являются не потребителями креативного процесса, для меня они — часть произведения. То, как их, грубо говоря, корежит, их эмоции — это составная часть продукта.

Возвращаясь к вопросу — почему генератив, почему нейросети. Изначально у меня и не было никакого особого стремления заниматься именно генеративным искусством. Больше того, сначала я развлекался виджеингом с весьма брутальными и аналоговыми образами. Дальнейший интерес именно к алгоритмам и математике можно объяснить тем, что у меня отец был теорфизик, и меня он тоже пытался тащить по научной стезе. Я послушно пошел в институт, закончил его, опять пошел в институт, предполагая, что через какое-то время буду защищать диссертацию, но очень быстро оттуда соскочил. Потому что это было начало 90-х и только-только появились доступные персоналки PC/XT. И это оказалось для меня на порядок более интересно, чем двигать науку. А что наука меня привлекает меньше, чем искусство, как метод познания мира — это уже потом срослось.

Генеративное искусство — вид современного искусства, в котором инструментом автора является компьютерный код, алгоритм, программа с определенной степенью свободы. И в этом смысле каждый творческий акт становится своего рода экспериментом, результат которого в большой степени случаен, его нельзя достоверно предсказать или повторить. Сейчас генеративное искусство часто сравнивают с искусством, которое генерируют нейросети (AI-driven art), но между ними есть как некоторые сходства, так и существенные различия.

«Что и как будет, когда каждый человек на Земле сможет создавать замечательные произведения?»

— А когда и почему появилось генеративное искусство?

— Генеративное искусство вполне закономерно возникло, когда появились компьютеры. Точнее даже, оно появилось лет на 20-30 раньше компьютеров, когда появились алгоритмические системы, у которых была какая-никакая свобода действий. Я когда-то для себя сформулировал, что сначала в реальной жизни все было аналоговое, потом появилось такое понятие как «цифра». Причем оно появилось заметно раньше того, как о нем начали говорить и в этом контексте начали действовать.

На эту тему есть один из любимых мной роликов: очень остроумная инсталляция, которая представляет собой экран с очень низким разрешением, грубо говоря, 10 на 10 пикселей, на который передается картинка с камеры, стоящей рядом. Но сам «экран» представляет собой механические штучки, к которым прикреплена черная пушистая меховая хрень и белая пушистая меховая хрень. И в зависимости от того, какой цвет подается на этот пиксель, штучка поворачивается либо черным боком, либо белым. И мы, с одной стороны, видим оцифрованную картинку очень низкого разрешения, черно-бело-пиксельную, с другой — это предельно аналоговая вещь, потому что она вся меховая и ее очень хочется потрогать.

Это лишь один остроумный пример, есть масса более известных: например, пианола, изобретенная в конце XIX века: брали пианино, засовывали в него механический прибор и «кормили» перфолентами. За пианолу садился музыкант, что-то наигрывал, в механизме протягивалась лента и пока он играл, в ней пробивались дырочки. И если ее потом зарядить в барабан, пианино само играло именно то исполнение.

— Выходит, если отсчитывать от конца XIX века, генеративному искусству уже почти пара столетий?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не просто «бей или беги»: как стресс влияет на мозг и организм Не просто «бей или беги»: как стресс влияет на мозг и организм

Самые важные и интересные исследования о стрессе

Reminder
5 вопросов, которые помогут узнать истинный возраст мозга — протестируй свой! 5 вопросов, которые помогут узнать истинный возраст мозга — протестируй свой!

Можно ли определить возраст мозга?

VOICE
«Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу «Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу

Отрывок из романа Мейв Бинчи «Зажги свечу»

Forbes
Союз дела и денег. Оценка экономической устойчивости проектов в области социального предпринимательства | The Union of Business and Money. Evaluation of the Economic Sustainability of Social Entrepreneurship Projects Союз дела и денег. Оценка экономической устойчивости проектов в области социального предпринимательства | The Union of Business and Money. Evaluation of the Economic Sustainability of Social Entrepreneurship Projects

Модель оценки воздействия проектов в области социального предпринимательства

Позитивные изменения
Секс, Кафка и атомная бомба. О чем может рассказать аниме Секс, Кафка и атомная бомба. О чем может рассказать аниме

Четыре фильма, которые изменят ваши представления об аниме

СНОБ
Мамины дочки в Голливуде: краткий обзор главных женских архетипов в кино Мамины дочки в Голливуде: краткий обзор главных женских архетипов в кино

Как в кино обычные женщиныборолись на экране и вне его за себя и других

Правила жизни
Как влюбить в себя другого: «методичка» от психолога Как влюбить в себя другого: «методичка» от психолога

Реально ли влюбить в себя человека без SMS, регистрации и приворотов?

Psychologies
Новая атака сибирской язвы: чем так опасна эта болезнь? Новая атака сибирской язвы: чем так опасна эта болезнь?

Как происходит заражение, чем лечиться и как оградить себя от сибирской язвы

ТехИнсайдер
Что нужно знать, чтобы посмотреть «Джон Уик — 4»: вспоминаем первые три серии Что нужно знать, чтобы посмотреть «Джон Уик — 4»: вспоминаем первые три серии

Сюжет, персонажи и любопытные факты о всех фильмах «Джон Уик»

Maxim
Моноэффект Моноэффект

Сегодня бренд Monochrome знают многие ценители отечественной моды

Robb Report
Черепаха мата-мата, нанохамелеон, шоколадная лягушка из Гарри Поттера и еще 7 новых видов, обнаруженных недавно Черепаха мата-мата, нанохамелеон, шоколадная лягушка из Гарри Поттера и еще 7 новых видов, обнаруженных недавно

Новые удивительные виды животных, которых вы не могли даже представить

ТехИнсайдер
В доме, где резной палисад В доме, где резной палисад

Развитие внутреннего рынка леспрома становится залогом модернизации отрасли

Эксперт
Почему жестокий партнер вдруг изменился: 3 причины — не поддавайтесь манипуляции Почему жестокий партнер вдруг изменился: 3 причины — не поддавайтесь манипуляции

Партнер неожиданно сменил гнев на милость?

Psychologies
Сколько лун у Земли на самом деле? Сколько лун у Земли на самом деле?

Сколько лун вращалось вокруг Земли за всю историю планеты?

ТехИнсайдер
Сколько стоила водка в СССР? Сколько стоила водка в СССР?

История изменений цен на водку в СССР трагична и поучительна

Maxim
С едой на С едой на

РПП: что это за зверь такой и как это расстройство проявляется?

VOICE
Одиноким предоставляется. 8 лучших сайтов знакомств для серьезных отношений Одиноким предоставляется. 8 лучших сайтов знакомств для серьезных отношений

Перебираем лучшие сервисы в поисках серьезных отношений

Цифровой океан
Кем была первая девушка Брэда Питта Кем была первая девушка Брэда Питта

С кем же голливудский красавчик Брэд Питт был до своей славы?

VOICE
Как ездить на АТ и не страдать? Как ездить на АТ и не страдать?

Что такое АТ-шины и как на них ездить?

4x4 Club
Исследование: практики осознанности помогают в лечении депрессии на клеточном уровне Исследование: практики осознанности помогают в лечении депрессии на клеточном уровне

Когнитивная терапия на основе осознанности учит людей регулировать свое внимание

Inc.
Взрослые — это теперь мы. Как не бояться и получать удовольствие Взрослые — это теперь мы. Как не бояться и получать удовольствие

Как меняется жизнь в тот момент, когда понимаешь, что взрослый — это ты сам?

РБК
Золотой век тирании: как прогрессивная демократия на Филиппинах стала диктатурой Золотой век тирании: как прогрессивная демократия на Филиппинах стала диктатурой

Фердинанд Маркос — один из самых расчетливых азиатских диктаторов XX века

Forbes
«Шелковая нить» для Персидского залива «Шелковая нить» для Персидского залива

Что сулит Ближнему Востоку ирано-саудовское примирение и при чем тут Китай

Эксперт
Химия любви Химия любви

Как связаны любовь, секс и здоровье

Новый очаг
Независимость или самопожертвование: о гранях женской любви рассказали актрисы сериала «Содержанки» Независимость или самопожертвование: о гранях женской любви рассказали актрисы сериала «Содержанки»

Нужна ли нам привязанность, если она заставляет страдать? Отвечают «Содержанки»

Psychologies
Один в чужом доме: видеопритча о взрослении на стихи Константина Бальмонта — премьера клипа Race to Space на «Снобе» Один в чужом доме: видеопритча о взрослении на стихи Константина Бальмонта — премьера клипа Race to Space на «Снобе»

Клип «Будем как Солнце» московских синти-романтиков Race to Space

СНОБ
Токсичные люди: как и распознать и как защититься от яда Токсичные люди: как и распознать и как защититься от яда

Как защитить себя от ядовитого негатива?

VOICE
Будни официанта: каковы они на самом деле Будни официанта: каковы они на самом деле

В среднем за день официант проходит 20 километров. Но это не самое сложное

Psychologies
Можно ли быть счастливым, несмотря ни на что? Можно ли быть счастливым, несмотря ни на что?

От чего зависит наше счастье?

Здоровье
Время для размышлений и тревог: как научиться отключаться перед сном — 4 простых шага Время для размышлений и тревог: как научиться отключаться перед сном — 4 простых шага

Как заставить себя спать?

Psychologies
Открыть в приложении