Вопрос для Байдена: введут ли США новые санкции против компаний Олега Дерипаски
Сообщения о возможном нарушении соглашения между Олегом Дерипаской и Минфином США о снятии санкций с компаний российского миллиардера напугали инвесторов. Преподаватель юридического факультета МГУ и эксперт по санкционному праву Сергей Гландин объясняет, почему не стоит ждать быстрой реакции санкционных властей США.
17 декабря акции «Русала» на Московской бирже рухнули почти на 10%. Поводом послужило сообщение Bloomberg о риске восстановления санкций США, ранее действовавших против компании. По сведениям источников агентства, европейские чиновники сообщили администрации США о нарушениях соглашения о снятии санкций, заключенного UC Rusal и EN+ со специальным управлением Минфина США по контролю за зарубежными активами (OFAC), — якобы миллиардер продолжил участвовать в управлении UC Rusal и влиять на его менеджмент, использовал ресурсы компаний и их сотрудников в своих личных бизнес-интересах, давал указания руководителям давить на западные правительства и международные структуры, чтобы помешать проникновению алюминия из Китая на зарубежные рынки. Из материала не следует, когда и кем было направлено сообщение и чиновники какой страны являются авторами.
Туда и обратно
Олег Дерипаска попал под санкции США 6 апреля 2018 года. Вместе с ним в санкционный список SDN были внесены три его актива: EN+, UC Rusal и «Евросибэнерго». В обосновании причин введения санкций против этих компаний было прямо указано на их принадлежность и подконтрольность Дерипаске. Однако в тот день санкции вступили в силу только в отношении самого миллиардера. Партнеры и контрагенты EN+ и «Русал» получили отсрочки для завершения финансово-экономических правоотношений. Такие отсрочки неоднократно продлевались. Одновременно началась и борьба за снятие санкций, которой руководил британский политик Грегори Баркер. В декабре 2018 года план Баркера сработал. Удалось договориться о снятии санкций с трех компаний и заключить соответствующее соглашение с регулятором (далее — Соглашение). Компании были исключены из списка SDN в конце января 2019 года. Не будем оценивать достоверность информации Bloomberg, но посмотрим на механизм снятия и восстановления санкций.