Признаки жизни
Если мы когда-нибудь получим доказательства существования внеземных организмов, почти наверняка это будет не радиосигнал, а какая-нибудь молекула
В теории: Населенные территории
Нам известна всего одна форма жизни — углеродная, земная. И когда мы ищем собратьев в далеких мирах, ориентируемся именно на данный образец. Поэтому потенциально обитаемыми считаем планеты, похожие на нашу: близкие по размеру, с твердой поверхностью и стабильной орбитой. Материнская звезда планеты должна быть не слишком активной, подобно Солнцу, а расстояние до нее — умеренным, чтобы вода оставалась жидкой, а не испарялась и не накапливалась вечными льдами. Подходящая область называется зоной обитаемости, в ее пределах у Солнца расположена Земля, а у Проксимы Центавра — Проксима b. Но жизнь может существовать и вне этой зоны. Например, на спутниках планет-гигантов, таких как Юпитер или Сатурн: спутники подогреваются гравитацией массивной планеты. На них есть и жидкая вода, и стабильный приток тепла — два компонента, обязательных для жизни. А дальше начинаются поиски химических «биосигнатур» — более надежных указаний на жизнь.
Марс: метан
В разреженной атмосфере Красной планеты метан быстро разрушается под действием ультрафиолета. Если этот газ все-таки обнаруживается здесь, значит, на Марсе есть его источник. На Земле газ производят многочисленные метаногенные бактерии, поэтому начиная с 2004 года, когда метан впервые заметили в атмосфере Марса, эта тема привлекает особое внимание. Ученые дискутируют не только об источнике газа. Споры вызывает сам факт его присутствия на планете: если метан и есть в атмосфере Марса, то его количество крайне мало, на грани чувствительности приборов, и нестабильно.
Кроме того, скептики выдвинули несколько гипотез об альтернативных путях появления метана, без участия живых организмов. Например, он может образовываться при реакциях распространенного на Марсе минерала оливина с водой, при высоких давлении и температуре — глубоко в недрах планеты. И все же биологические гипотезы отбрасывать нельзя. Поэтому среди задач будущих марсианских миссий — выяснить, откуда метан попадает в местную атмосферу.