Приветы из прошлого
Необычные артефакты из прошлых эпох появляются на известных картинах разного времени, при разных обстоятельствах и с разными целями.

Археология как наука складывалась в Европе в XVIII–XIX веках, но интерес к рукотворным материальным остаткам прошлого гораздо старше. Первым археологом или египтологом в шутку называют сына фараона Рамсеса II – Хаэмуаса, жившего в XIII веке до н. э. Хаэмуас изучал и реставрировал пирамиды и гробницы Древнего царства, от постройки которых его отделяло больше тысячи лет; раскопал, в частности, статую культурный код царевича Кауаба и почтительно поставил ее в храме. В эпоху Возрождения коллекционеры интересовались греческими и римскими артефактами, собирали античные монеты, геммы, статуи, а люди искусства копировали эти предметы. В XIX и XX веках художники проводили долгие часы в музеях, зарисовывая археологические находки. В разные эпохи живописцы воспроизводили такие артефакты из далекого прошлого на картинах, причем не всегда ради исторической достоверности изображаемого.
1Жан Фуке. «Мелёнский диптих»
ок. 1450 г. Доска, масло, две панели 95,9 х 88,2 и 92 х 83,5 см
Этот диптих королевский казначей Этьен Шевалье заказал для церкви Нотр-Дам в родном городе Мелёне. На правой створке изображена Богородица с младенцем на троне в окружении ангелов. Считается, что Деве Марии приданы черты Агнес Сорель, фаворитки короля Франции Карла VII. Младенец Иисус указывает на левую створку, а именно – на портрет заказчика в молитвенной позе. Этьен – это французское произношение имени Стефан, и позади Шевалье стоит его святой покровитель, Стефан Первомученик. Согласно Деяниям апостолов, этот святой, один из первых диаконов, был побит камнями за то, что проповедовал христианскую веру. На картине Стефан держит Евангелие и орудие мученичества – камень. Только здесь это не обычный булыжник, а инструмент каменного века, если точнее – ручное рубило ашельского периода, как установили в 2023 году ученые из Дартмутского колледжа и Кембриджского университета. Вероятно, этому доисторическому орудию более 500 тысяч лет. Люди периодически находили необычные по форме куски кремня с заостренным концом, но как минимум до XVII века не догадывались, что они созданы человеком. Их считали «громовыми камнями», вылетевшими из облаков, когда молния ударяла в землю. «Очевидно, Жан Фуке увидел в этом объекте нечто необыкновенное и решил изобразить его с такой же точностью и детализацией, как украшенную драгоценными камнями корону Богородицы», – пишут авторы исследования. Картина Фуке – самое раннее изображение палеолитического ручного рубила в живописи.