Понять варяга
Для чего реконструкторам паспортисты, почему мареной и индиго ткань красят разными методами и как опыт учит исследователей задавать далекому прошлому правильные вопросы – рассказала Юлия Колпакова, археолог, кандидат исторических наук и реконструктор, занимающийся эпохой викингов.
Первый вопрос, который возникает, когда попадаешь на исторический фестиваль: «Почему все эти люди готовы тратить столько усилий, чтобы поиграть в прошлое?» Вам бы хотелось жить в эпоху викингов?
Нет, конечно! И на это тысяча причин: начиная с туалетной бумаги, антибиотиков, стоматологии, которых тогда не было, и заканчивая положением женщины и продолжительностью жизни...
Насколько глубоко реконструкторы погружаются в изучаемую эпоху и не отрывает ли это их от реальности?
Мы не вживаемся в роль, мы современные люди, но экспериментирующие. Но, если выбираешь такое хобби, оно, конечно, начинает занимать много места в жизни, в том числе и в буквальном смысле слова: в шкафах, в кладовке, в гараже... У нас очень много вещей: палатка средневекового кроя, одежда, посуда, обувь, мебель... Туристический инвентарь не годится для фестиваля, все должно соответствовать историческому периоду. Можно, конечно, прятать современные вещи в шатре, но как-то один мудрый человек сказал: «Знаете, что нужно делать, чтобы у вас ниоткуда пластик не торчал? Не брать его с собой». Лучше минимизировать набор современных вещей, и тогда это не будет вмешиваться в твой исторический быт. Я придерживаюсь такого подхода.
На фестивалях жесткие требования соответствия эпохе для участников?
Да. Есть даже специальная процедура – паспортизация. Паспортисты смотрят, соответствует костюм эпохе или нет. Нужно заранее прислать им фотографии костюма и приложить описание. Например, рубаха, сшита из льна домотканого или промышленного производства, окраска ручная или фабричная. А дальше обоснование со ссылками на научную литературу, с фрагментами публикаций, подтверждающее соответствие эпохе. Хорошо, например, если ткань, из которой вещи сшиты, покрашена аутентичным способом. Мы используем красители растительного происхождения: крушину, марену и индиго. Красную рубаху можно получить, просто поварив ее в своего рода компоте из маренового корня. А индиго не осаживается на ткани так легко. Нужно, чтобы сначала краситель прошел брожение, перешел в растворимую форму и осел на материале, потом окрашенную вещь надо вынуть – и он окислится. В самом растворе вещь неприятного желто-зеленого цвета, а на воздухе приобретает прекрасный лазурный оттенок, это, мне кажется, для людей древности было каким-то волшебством.
То есть сопроводительный материал для костюма чем-то похож на научную работу?
Костюм требует серьезного погружения в тему, но есть важное отличие от научного исследования – в реконструкции аргументация часто гипотетическая. Например, можно зашить наконечник древнерусских ножен проволокой, потому что в Гданьске есть наконечник примерно того же времени, зашитый проволокой. То есть мы делаем по аналогии. В научной работе я написала бы: «Это неизвестно» или «Невозможно установить». Но когда шьешь костюм, тебе надо принять какое-то решение. Ты не можешь оставить дырку в этом месте. Поэтому используем и аналогии, и гипотезы, действуем просто исходя из логики.
