Алмазные старатели Борнео

Вокруг светаПутешествия

Остров сокровищ

Философия «авось» не гарантирует стабильного заработка. Это хорошо понимают алмазные старатели на острове Калимантан и больше полагаются на себя, чем на удачу. Поиск алмазов для них – обычное занятие, где успешен тот, кто упорен и умеет много работать. Бывает, правда, что в дело вмешивается судьба, но и с ней иногда можно договориться

Текст Марина Миронова

Пешеходная тропинка обрывается, уткнувшись в безбрежное поле. В этих краях река Риам-Канан, на берегах которой часто находят золото и драгоценные камни, разливается на мелкие рукава. Тут и там островки земли, заросшие сорной травой, горы грунта, причудливые башни из бамбука и запруды с мутной глинистой водой. Людей в пейзаже различаешь с трудом: они стоят по грудь в воде, копошатся на дне самодельных шахт, уходящих под землю на несколько метров.

Семпака, крупнейшее месторождение алмазов открытого типа на Калимантане, похожа на грандиозный запущенный огород, где хозяева не знают, с чего начать, поэтому копают где придется. Устав от трудов под палящим солнцем, старатели прячутся под навесами, где курят сигареты и перебирают добытые сокровища. Результат многодневной работы, а то и удача всей жизни выглядит скромно. Это пластиковый зип-пакетик (в такие на рынках упаковывают специи) с невзрачными желтоватыми камушками.

Терпение

«Алмазов сегодня нет. Купи агаты. Красивые», – говорит мне невысокий жилистый мужичок неопределенного возраста. На его влажной ладони лежат несколько красных окатышей. Он только что вылез из просторной лужи, где обычно проводит не меньше шести часов в день, промывая грунт в поисках драгоценных камней. Футболка и штаны насквозь мокрые, голые ноги измазаны глиной.

Я говорю, что агаты не нужны, но я готова заплатить, если он покажет, как ищут алмазы. Ананригет, так зовут старателя, закуривает дешевый кретек. Так в Индонезии называют популярные по всей стране сигареты без фильтра, набитые не столько табаком, сколько сухой гвоздикой. «Что тут интересного?» – с искренним удивлением говорит он.

Ананригет живет в ближайшей к месторождению деревне Пумпунг. Вся деревня – это, по сути, короткая улица, один конец которой упирается в автомобильную трассу, связывающую Пумпунг с цивилизацией, другой – в алмазные болота. Все 200 человек населения, включая женщин и детей, заняты на приисках.

Ананригет работает один. Ему не надо ни с кем делиться. Это особенно важно, если находишь большой камень. Правда, он пока такого не находил. Его добыча – мелкие алмазы весом меньше десятой доли карата. «Вот какие, – Ананригет показывает мне крохотные песчинки. – Я продаю их дилеру тут же, на месте. Пятнадцать процентов дохода отдаю владельцу земли, на которой ищу камни. Остальное беру себе». «Остальное» – это примерно 80 000 рупий (400 рублей).

Главный актив Ананригета – терпение, граничащее со смирением. У него нет денег на аренду хорошего участка, поэтому он промывает грунт, уже отработанный другими командами старателей. «Они ищут большие алмазы, а мелочь часто упускают из вида, – говорит Ананригет. – Тут важно тщательно промывать грунт». Он наполняет дуланг – широкий, плоский деревянный таз конической формы – землей и камнями и заходит в воду по пояс.

За пять минут Ананригет промывает пять килограммов грунта. За день перелопачивает пару сотен. Это помимо того, что грунт надо сначала накопать и перенести поближе к воде. Хорошо, если находит один алмаз в неделю.

Прежде, по словам Ананригета, алмазов было больше. Сейчас многие старатели с Семпаки уходят в поисках удачи на другие места. Несмотря на то, что алмазы на Калимантане добывают с VII века, все найденные месторождения были россыпными, то есть вторичными. Такие россыпи образуются в результате размыва первичного месторождения. Как правило, это кимберлитовая трубка – своеобразный канал транспортировки алмазов из недр земли на поверхность. Пока никто не смог отыскать такой алмазный источник на острове. Именно поэтому даже амбициозная Голландская Ост-Индская компания, получив в XVII веке монополию на торговлю местными алмазами (а чуть позже и на разработку месторождений), не смогла организовать промышленную добычу на Калимантане.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подземная изоляция Подземная изоляция

Кроты настолько асоциальны, насколько это возможно для млекопитающих

Вокруг света
Язык во владении Язык во владении

Категория собственности имеет разные формы выражения в разных языках

Наука
Пока огонь горит Пока огонь горит

Африка — колыбель человечества, а ЮАР — многонациональная и разнородная страны

Вокруг света
Сложно поверить: самые удивительные и странные фотографии мира науки и природы Сложно поверить: самые удивительные и странные фотографии мира науки и природы

Порой кадры природных явлений слишком невероятны!

Популярная механика
Неизвестные X и Y Неизвестные X и Y

Как и, главное, зачем природа разделила обитателей земли на юношей и девушек

Вокруг света
Большая голубая гасконская гончая Большая голубая гасконская гончая

Эта гончая — аристократ, обладатель белой кости и голубой крови

Weekend
Соседи по винограднику Соседи по винограднику

Винные деревни Бароло и Барбареско

Вокруг света
Как Томас Харрис позаимствовал у ФБР формулу «мыслить как преступник», а ФБР помогло Джонатану Демми снять «Молчание ягнят» Как Томас Харрис позаимствовал у ФБР формулу «мыслить как преступник», а ФБР помогло Джонатану Демми снять «Молчание ягнят»

История отношений Ганнибала Лектера и его преследователей

Weekend
И на камнях растут деревья И на камнях растут деревья

Что делать с заброшенными аэропортами?

Вокруг света
Любовь в зрелом возрасте: где и как ее искать? Любовь в зрелом возрасте: где и как ее искать?

Как еще раз построить отношения в зрелом возрасте

Домашний Очаг
Уроки на экваторе Уроки на экваторе

Месяц в деревне в Кении глазами волонтера-учительницы из России

Вокруг света
Шведский роман-катастрофа, оставляющий надежду: фрагмент новой книги Микаеля Ниеми «Дамба» Шведский роман-катастрофа, оставляющий надежду: фрагмент новой книги Микаеля Ниеми «Дамба»

Роман Микаеля Ниеми «Дамба» погружает в атмосферу шведской глубинки

Esquire
Английское убийство Английское убийство

Смерть инакомыслящего: по заказу монарха или по недоразумению?

Вокруг света
Путь домой Путь домой

«Вневременной» и функциональный городской интерьер с оригинальными решениями

SALON-Interior
9 мифов об Альберте Эйнштейне 9 мифов об Альберте Эйнштейне

Правда и мифы о создателе теории относительности

Вокруг света
«Есть основания заблокировать любую соцсеть»: как власти России и Индии ограничивают работу крупнейших площадок «Есть основания заблокировать любую соцсеть»: как власти России и Индии ограничивают работу крупнейших площадок

Социальные сети сталкиваются с давлением властей разных стран на фоне протестов

Forbes
Прикоснуться к сердцу Прикоснуться к сердцу

Завтрак съешь сам — этого правила неизменно придерживаются на юге Китая

Вокруг света
Астрономы впервые нашли гидрид хрома в атмосфере горячего юпитера Астрономы впервые нашли гидрид хрома в атмосфере горячего юпитера

Ученые изучили атмосферу горячего юпитера WASP-31b

N+1
Великое нашествие Великое нашествие

Вторжение монголов обратило русских государей в деспотов ордынского типа

Дилетант
Раскрыта причина затопления советско-российской космической станции «Мир» Раскрыта причина затопления советско-российской космической станции «Мир»

Юрий Коптев озвучил причины затопления первой в мире орбитальной станции «Мир»

Популярная механика
Люди идут по свету? Люди идут по свету?

Свобода передвижения: так ли уж человечество добивалось этой привилегии?

Вокруг света
7 важных книг о старении и долголетии, которые стоит прочесть 7 важных книг о старении и долголетии, которые стоит прочесть

Каков лимит у молодости? Почему мы стареем?

Популярная механика
Британский фунт Британский фунт

Британский фунт — древнейшее в мире действующее платежное средство

Вокруг света
Читаем свои руки: что такое хиромантия и как ее использовать в личных целях Читаем свои руки: что такое хиромантия и как ее использовать в личных целях

О чем нам могут рассказать наши ладони?

Cosmopolitan
Познание тьмы Познание тьмы

Как люди убедились, что черные дыры реальны

Вокруг света
Сколько сцен сейчас можно вырезать из любой киноклассики: на примере «Кавказской пленницы» Сколько сцен сейчас можно вырезать из любой киноклассики: на примере «Кавказской пленницы»

Что останется в «Кавказской пленнице», если привести ее в политкорректный вид?

Maxim
Молниеносный Молниеносный

Французский десерт – это особый раздел гастрономии

Вокруг света
Кирилл и методы Кирилл и методы

Кирилл Истомин — о кино, интерьерах и профессии декоратора

AD
Отсечь и отпустить Отсечь и отпустить

Принципы жизни Бурятии

Вокруг света
Игорь Лифанов: «До сих пор думаю, что многое еще впереди» Игорь Лифанов: «До сих пор думаю, что многое еще впереди»

Актер Игорь Лифанов о Дмитрии Нагиеве и съемках в «Дневном дозоре»

Караван историй
Открыть в приложении