Как открывали «Острова Россиян», которые стали французской колонией

Вокруг светаИстория

Опасный архипелаг в Сердитом море

Как открывали «Острова Россиян», которые стали французской колонией

Текст: Ольга Ладыгина

Ркусские мореплаватели зачастую отрывали места, до которых не добирались другие. Например, Антарктиду, куда не сумел дойти Джеймс Кук, но дошли Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. И на их счету не одна Антарктида – «Восток» и «Мирный» также открыли 13 островов Туамоту, о которых прежде никто не знал.

Впрочем, они были не первыми русскими в Туамоту – за четыре года до них здесь побывал Отто Коцебу, который открыл пять атоллов архипелага. Беллинсгаузен и Лазарев продолжили его дело. Что любопытно, иностранным мореплавателям доводилось бывать в тех водах – тот же Кук наблюдал острова Пализера. Однако до большей части атоллов ни один из европейцев так и не добрался.

Беллинсгаузен по этому поводу писал: «Хотя к острову Отаити и другим островам сего Великого Океана, приходило много судов, но пространство по сей параллели в близости Отаити не осмотрено, кажется единственно по причине устрашающих названий, данных Голландским мореплавателем Шушеном и Французским Командором Бугенвилем». Последним крайне не понравились буйные ветра, опасные для судов коралловые рифы и «дурные погоды» 15° широты, в итоге Шушен и Лемер нарекли данную область «Сердитым морем», а Бугенвиль дополнил их наблюдения названием «Опасный архипелаг». Связываться ни с тем, ни с другим мореплаватели не хотели и осторожно обходили негостеприимную параллель стороной.

Но перед русскими моряками стояла задача максимально подробно заполнить «белые пятна» на карте. Избегать те места, которые предшественники назвали опасными, означало оставить науку без сведений о новых землях, поэтому наши первопроходцы решительно пошли по маршруту, немыслимому для европейских капитанов. Умения моряков оказались достаточными, чтобы благополучно обойти и подробно описать все острова архипелага Туамоту.

Фаддей Беллинсгаузен, действительный член Русского географического общества с 19 сентября 1845 года.

Гости и хозяева

Предполагая, что в далеком странствии они могут встретить туземцев, Беллинсгаузен и Лазарев основательно подготовились. Они везли с собой разнообразные подарки для аборигенов, отведя под них чуть ли не больше места, чем под вооружение. Топоры, ножи, рыболовные крючки, стаканы, ножницы, украшения, гребни, зеркальца, отрезы ткани, колокольчики – список предметов, предназначенных в дар хозяевам далеких мест, был немалым. Для плавания даже специально отчеканили медали из серебра и бронзы с изображением государя-императора.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении