Голова в облаках
Лучше гор могут быть только… небоскребы. Французский городской альпинист Ален Робер понял это еще 25 лет назад и с тех пор покорил полторы сотни известных высоток планеты. В основном без страховки. «Вокруг света» выяснил у человека-паука, зачем он так рискует
Как вам пришло в голову забираться на здания?
Все началось в детстве: я лазил по деревьям, как обезьяна. Мне было двенадцать, когда однажды, возвращаясь из школы, я обнаружил, что забыл ключи от дома. Не стал дожидаться родителей, просто залез в собственную квартиру по стене. На восьмой этаж. Родители были в шоке и устроили мне хорошую взбучку, а я всерьез увлекся скалолазанием. Мы жили в предгорьях Альп, в Валансе — проблем с естественным рельефом там нет. Я много практиковался на скалах Веркора и Ардеша. На протяжении 20 лет я лазал исключительно по скалам и горам, часто делал это без страховки и в одиночку.
Вы достигли высокого уровня в скалолазании, не раз устанавливали рекорды в одиночном восхождении. Но гор вам было мало?
Они казались мне недостаточно вертикальными. Кроме того, даже будучи первоклассным скалолазом, заработать на жизнь альпинизмом проблематично. Я с трудом сводил концы с концами. Поэтому задумался о том, что нужно устраивать шоу, причем перед большим количеством зрителей. То есть в мегаполисах.
И где прошло ваше первое шоу?
В США. Это было удачным стечением обстоятельств: в 1994 году одна компания, продвигающая экстремальные виды спорта и приключения, предложила мне поучаствовать в съемках документального фильма о скалолазании. Им нужен был необычный ракурс. Они купили мне билеты в Америку. Я ездил по Нью-Йорку и Чикаго, где обошел множество зданий, пытаясь понять, можно ли на них взобраться. В итоге мой первый осознанный опыт билдеринга случился в Чикаго.
По каким признакам вы определяете, сможете ли залезть на то или иное сооружение?
Мне необходимо потрогать здание, почувствовать и понять его. Именно поэтому накануне восхождения я обычно приезжаю к объекту ночью — на разведку. Я предпочитаю покорять здания без страховки, но, если это невозможно и требуются какие-то специальные средства, не стану от них отказываться.
Вас называют Человеком-пауком. Как вы к этому относитесь?
Ничего против не имею. Мне нравится этот супергерой! Но я не использую спецэффектов или «спасительной паутины», когда лезу по зданию… Поэтому предпочитаю, чтобы меня называли Ален Робер.
Несмотря на это, Ален Робер несколько раз совершал восхождения в костюме Человека-паука. В мае 2003 года за гонорар в 18 тысяч долларов он залез на 95-метровое офисное здание Ллойда — это была промоакция накануне премьеры фильма «Человек-паук» на британском телевизионном канале Sky Movies. В мае 2007 года Робер также в костюме супергероя покорил 88-этажную Башню Цзинь Мао в Шанхае, самое высокое тогда здание в Китае. Сумма вознаграждения не оглашалась.
Насколько прибыльное это дело — залезать на небоскребы?
Я хорошо зарабатываю. Во-первых, делаю коммерческие восхождения, когда за них платят дружественные мне компании. Например, в Москве спонсором одного из подъемов была крупная девелоперская компания. Также я давно сотрудничаю с французским производителем воды. Во-вторых, в последнее время я часто гастролирую с лекциями и мотивационными семинарами. Одна такая лекция приносит мне больше, чем многие могут заработать в течение полугода.
Мысли о вознаграждении как-то помогают добраться до верха?
Во время восхождения я думаю исключительно о процессе. Отгоняю любые посторонние мысли и концентрируюсь на том, что должен добраться до верха и остаться живым. Перед восхождением всегда немного нервничаю, что нормально. Я обычный человек. Но как только касаюсь стены, все сомнения в успехе исчезают. Главное — настроить мозг на работу в позитивном ключе.
Какое здание оказалось самым сложным для вас?
Уиллис-тауэр в Чикаго в 1999 году. 443 метра. Поначалу все было хорошо, но наверху у меня возникли серьезные проблемы из-за тумана. Стены стали влажными и очень скользкими. Последние двадцать метров дались мне с огромным трудом. Также сложными, но самыми любимыми при этом оказались башни Петронас в Куала-Лумпуре, куда мне удалось залезть только с третьего раза. Там наверху совершенно потрясающий 50-метровый шпиль.