Еврейские анекдоты
«Рабинович, вы счастливы?» — «А что делать?» Корреспондент «Вокруг света» отправился в Иерусалим на поиски счастья и — вы будете смеяться — таки нашел его!

От составителя сборника
Иерусалим неумело притворяется современным, нарочито громко разговаривая по мобильному телефону, щекоча древние улицы сегвеями или предлагая туристам виртуальные экскурсии. Однако накидка, сшитая из лоскутов современной цивилизации и передовых технологий, с трудом прикрывает опыт прошедших тысячелетий. В нем-то и скрыто простое ветхозаветное счастье. Только счастье это не для всех…
Про евреев и вино
— А что значит кошерное вино? — диалог происходит на небольшой семейной винодельне Castel Winery, расположенной недалеко от Иерусалима.
— Это значит, что его производство — от отжима сока до наклеивания этикетки на бутылку — осуществляли евреи, соблюдающие шабат.
— И сбор винограда?
— Нет. Это как раз неважно. Главное, чтобы урожай был собран с лоз не моложе четырех лет.
Работница винодельни наконец предлагает приступить к дегустации, открывая первую бутылку.
— А как быть правоверному иудею, если вино открыто человеком, не соблюдающим шабат?
— В случаях, когда неизвестно, кто открывает и разливает вино, например в ресторане во время празднования какого-либо события, ортодоксы заказывают пастеризованное кошерное вино. Его можно определить по соответствующей отметке на этикетке: mevushal («вареное» в переводе с иврита). Считается, что оно пригодно к употреблению, даже если к нему прикасался человек, не соблюдающий шабат.
Пригодно к употреблению… О это трудное счастье ортодокса!
Про евреев и «манну небесную»
Зрелая середина февраля. Небо Иерусалима затянуто низкими тучами. «Сегодня в городе ожидается дождь», — перед выходом из гостиницы сообщает мне Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). «Намоленный», — глядя через стеклянную дверь на мокрую улицу, загадочно произносит по-русски охранник. «Вы про дождь?» — натягиваю капюшон и отказываюсь от предлагаемого гостиничного зонтика. «А то как же», — летит мне вдогонку емкая фраза, наполненная нескрываемой гордостью.
Осадки в Иерусалиме в последнее время достаточно редкое явление. В связи с этим в декабре 2017 года министр сельского хозяйства страны Ури Ариэль призвал граждан выйти к Стене Плача с зонтами, чтобы помолиться о ниспослании дождя. Тысячи горожан тогда с энтузиазмом откликнулись на призыв, желая тем самым помочь местным фермерам…
Вопреки ожиданиям, радости на лицах осчастливленных дождем людей я не замечаю. Местные жители короткими перебежками от одного козырька к другому спешат по своим делам, туристы кутаются в теплые кофты и плащи. Промозгло.
Про евреев и гостеприимство
— Простите великодушно, вы еврей? — двое ортодоксов, окликнувших меня посреди улицы Царя Давида в пятницу днем, буквально лучатся надеждой. Оба выглядят безупречно, как успешные рекламные агенты. Только с пейсами. Начищенные до блеска ботинки и отутюженные вороные брюки контрастируют с белыми рубашками. Черные сюртуки и шляпы, несмотря на дождь, без единого мокрого пятна. Наверное, караулили меня где-то под навесом.
— Вроде нет, — неуверенно произношу я.
— Жаль. Извините.
«Двое из ларца» быстро теряют ко мне всякий интерес, счастливые улыбки сменяются отрешенностью.
— А что такое?
— Так, ничего, — ответ звучит удаляющимся эхом. — Думали позвать вас на шабат.
Как потом я выяснил, хоть в иудаизме нет миссионерства, религиозные евреи часто приобщают светских сограждан к вере, приглашая их отпраздновать шабат на традиционном семейном ужине.