Десять цветов
Жители Мьянмы не видят разницы между искусством и ремеслом. Десять самых древних и почитаемых традиционных ремесел – часть культурного кода страны.

«Мы, мьянманцы, любим символы и симметрию», –
говорит хозяин антикварной лавки в Янгоне. С витрины внимательно смотрят деревянные слоны, на полках стоят причудливые трубки с длинными мундштуками – наследство опиумных войн, на расписных подносах тускло сверкают рубины и поблескивают зеленые жадеиты.
«Наши самые известные искусства с вековой историей мы называем пан-се-мьё – «десять цветов искусств», – продолжает рассуждать хозяин. – Конечно, другие ремесла, например ткачество из лотосовых нитей и вышивка золотом, тоже достойны называться «цветами». Но число десять слишком красиво, чтобы его портить ради тщеславия мастеров». Он ловко разворачивает блестящие шелка шалей и как бы невзначай открывает взгляду черные, красные и золотые лаковые шкатулки. Они сделаны на бамбуковой основе и очень легкие, но, по его словам, невероятно прочные.

Изготовление лаковых изделий, пан-юн, входит в традиционный перечень «десяти цветов», поясняет мой собеседник. Каждый такой предмет, созданный по всем правилам, – это много месяцев работы и десятки операций. Заготовку из бамбука или дерева пропитывают смесью из смолы лакового дерева, золы, рисового отвара и других ингредиентов, а потом покрывают слоями лака, один за другим, все это с перерывами на просушку, пока верхний, самый тонкий слой, не будет готов для нанесения узоров. Иногда изделия украшают объемными орнаментами или фигурками из лаковой мастики.
Остальные девять «цветов искусств»: пан-ян – кирпичная и каменная архитектура; пан-чи – живопись; пан-то – стуковый декор; пан-тамо – каменная скульптура; пан-бу – деревянная архитектура и скульптура из дерева и слоновой кости; пан-тейн – торевтика и ювелирное искусство; пан-тин – художественное литье из металла; пан-бе – кузнечное дело и пан-пут – художественная обработка дерева на токарном станке.
Янгон: пан-тин, пан-тейн и пан-бу
Янгон, бывшая столица Мьянмы, встречает рассвет отблесками золотых пагод. В названии любого солидного банка или магазина есть слово «шве» – «золото». Город пахнет пряной едой, арбузами (сейчас сезон) и жасмином, который продают на каждом углу как подношение Будде… и инсектицид.

Название пагоды Шведагон, главного символа города, складывается из слова «золото» и прежнего имени Янгона – «Дагон». В архитектурный комплекс паломникам предстоит подниматься по 166 ступеням, для туристов понятливые мьянманцы оборудовали лифт. Покупаю билет на вход и разрешение на фотосъемку, улыбчивая женщина с поклоном протягивает пакет для обуви (в буддийский храм в ней нельзя) и бутылку воды. В Мьянме принято сопровождать поклонами почти любое взаимодействие, а деньги передают правой рукой, поддерживая ее за предплечье левой. От туристов такой вежливости особо не ждут, но я неловко стараюсь повторить. Женщина наблюдает за моими попытками с улыбкой на раскрашенном танакхой лице. Танакха – это паста из коры или корней особого дерева, популярное здесь народное косметическое и солнцезащитное средство. Танакхой рисуют узоры на коже или небрежно наносят ее пятнами, в основном, женщины и дети.

Шведагон производит неизгладимое впечатление. Огромная круглая золотая ступа окружена храмами, которые сооружались на протяжении столетий. Все они роскошно украшены, ведь правители и знать, спонсировавшие строительство, старались перещеголять друг друга. Где-то колонны выложены градацией жадеита, от светлого к густо-зеленому, где-то украшены мозаикой из зеркал, где-то стуковым декором – из смеси наподобие гипса, где-то причудливой резьбой по дереву пан-бу. Многочисленные статуи Будды сидят, стоят, касаются пальцами земли или держат их сложенными в мудры. По периметру основания ступы расположены алтари, посвященные дням недели, у буддистов их восемь: среда считается за два дня, для симметрии. Недельные алтари разделены четырьмя более крупными пагодами.

Внезапно начинается сильный ливень. Шлепая босыми ногами по каменным плиткам, я тороплюсь укрыться в одном из храмов. Там уже собралось довольно много народу, все рассаживаются на полу, кто-то ложится, кто-то достает перекус. Буддийский монах объясняет: нельзя осквернять Будду, разворачивая к нему ступни, это похоже на попирание ногами. Других требований у монаха к спонтанным гостям нет. Он расспрашивает, откуда я, и весело смеется – туристов в Мьянме очень мало, поэтому они вызывают у местных жителей большой интерес.
«В буддизме три основных течения, – говорит монах, – тхеравада, которую еще называют хинаяна; махаяна и ваджраяна. У нас в Мьянме тхеравада, самое ортодоксальное. Мы считаем, что избавление от страданий через выход в нирвану доступно лишь монахам. Поэтому у нас очень много монахов».