Cтолица миров
Пока Китай копирует чужие достопримечательности и устраивает экспансию по планете, его древняя столица хранит имперское величие и настоящие ценности Поднебесной
Подземный переход у Южных ворот крепости города Сиань ярко освещен. Рекламные боксы переливаются на стенах тоннеля, мигая видеороликами. Горожане и туристы, которые по большей части тоже местные — из Китая, толпами движутся, уткнувшись в смартфоны; в ушах — модные наушники, за спинами — разноцветные рюкзаки. Неожиданно парень и девушка, идущие передо мной, останавливаются, я почти врезаюсь в них. Что-то или кто-то застопорил движение. Впереди слышится гулкий топот и лязг. Люди расступаются, хватаются за фотокамеры, по привычке вытягивают руки с телефонами. Мерный топот усиливается, отражаясь эхом от стен. Из-за поворота тоннеля, выстроившись почти во всю его ширину, выходит отряд. На головах воинов — шлемы с красным плюмажем, тяжелые доспехи покрыты металлическими пластинами, на одной руке у каждого закреплен щит, во второй — меч или копье. Воины проходят быстро, шагают в ногу, не оглядываясь по сторонам, лица сосредоточены и суровы. Толпа смыкается за их спинами, остается ощущение, что я участвовала в массовке фильма о путешествии во времени.
— Мы только что видели мираж из прошлого? — спрашиваю Чжоу Хэ Янлин, мою спутницу, сотрудницу Музея истории провинции Шэньси.
— В Сиане постоянно чувствуешь себя в другой эпохе, — отвечает Янлин. — Город балансирует на грани древности и современности. Грозные воины — это актеры исторического шоу, которое проходит каждый день на городской стене. Артисты серьезно относятся к такой работе. Они считают себя защитниками китайской империи, преемниками воинов прошлых веков.
Воины империи
Сорок пять лет назад Сиань проснулся знаменитым. В 36 километрах от города, около горы Лишань, крестьяне бурили колодец и нашли старинную глиняную статую воина ростом с человека. Позже археологи откопали свыше 8000 фигур воинов из терракоты. В основном это были солдаты — пехотинцы, лучники, конники. В отдельных ямах обнаружили военачальников, чиновников и колесничих, а также акробатов, музыкантов и слуг. Фигуры лошадей, боевых и запряженных в деревянные колесницы, были размещены в трех ямах с воинами. Археологи установили, что поросшая лесом 50-метровая гора Лишань — рукотворная пирамида, скрывающая гробницу первого императора Китая Цинь Шихуанди.
— Длина одной стороны основания пирамиды Лишань — 350 метров, — говорит Чэн Ливэй, научный работник комплекса гробницы. — На 120 метров больше, чем у пирамиды Хеопса в Египте.
Туристы с биноклями и фотокамерами заполняют смотровую площадку — помост, построенный с трех сторон ямы размером 230 на 62 метра. Внизу, в 11 коридорах самого большого раскопа на территории гробницы Цинь Шихуанди, плотно стоят скульптуры глиняных воинов. У них разные лица, прически и доспехи. Когда-то воины были раскрашены, но время, вода и другие факторы повредили цвета, а остатки краски облупились под воздействием сухого воздуха, когда воинов вытащили на свет божий. Большую часть настоящих арбалетов, мечей и копий, которыми изначально была вооружена глиняная стража, почти 2300 лет назад разворовали участники народного восстания.
Мальчик лет четырех, из пекинской тургруппы, с только что купленным сувенирным воином в руке подбегает к перилам помоста, но сразу возвращается к маме. Он прячется за ней и опасливо выглядывает: с точки зрения малыша, воины жутковаты. Его сестра, лет десяти, застывает с приоткрытым ртом и долго разглядывает ближайшего пехотинца — усталого на вид, но слегка улыбающегося в глиняные усы. Группа пенсионеров из Берлина, дождавшись очереди, делает общее селфи на фоне уходящих вдаль рядов статуй. Тут же позирует подруге японская девушка. Компания студентов из Эдинбурга обсуждает, как пробраться в усыпальницу Цинь Шихуанди, которая до сих пор не вскрыта и полна ловушек.
Великий и напуганный
В 230–221 годах до н. э. Ин Чжэн, правитель царства Цинь, впервые в истории объединил китайские княжества в одно государство. Чтобы продемонстрировать свое единовластие, он взял имя Цинь Шихуанди, в котором Цинь — это династическое имя, «ши» означало «первый», «хуан» — «сияющий, небесный», «ди» — «император». Он основал столицу недалеко от Сианя, построил почти половину Великой Китайской стены, сеть дорог, ввел единую систему иероглифов — фундамент современной китайской письменности. Обратной стороной монаршей медали было притеснение народа. Миллионы людей насильно сгоняли работать на императорских стройках, сотни тысяч там погибли. Император Цинь Шихуанди известен миру как тиран с непомерными амбициями. Его портреты, один из которых висит в музее при комплексе гробницы, отличаются от изображений других китайских императоров. Косматые нахмуренные брови, сверлящие зрителя глаза, пухлый рот, широкие обвисшие щеки, которые не скрывает борода, — образ красноречиво мрачный.