Биология эльфов
Если бы писатели и режиссеры создавали образы персонажей, руководствуясь достижениями современной науки, многие наши любимые герои выглядели бы совсем иначе, чем мы привыкли их видеть. Чем эльфам пришлось бы «пожертвовать» в обмен на вечную жизнь?


Человек всегда грезил о вечной или хотя бы очень долгой жизни. Можно вспомнить библейского Мафусаила, или эльфов Толкина. К сожалению, пока мы до конца не знаем, что именно заставляет наш организм «портиться» со временем. Если бы знали, то, возможно, уже бы изобрели «таблетку от старости». Тем не менее ученым известны отдельные физиологические особенности, влияющие на продолжительность жизни того или иного вида. Разберемся, какими именно чертами должен был бы обладать неограниченно долго живущий «эльф», приобретший это свойство в результате долгой биологической эволюции.
Вид на долгожительство
Как вообще возникает долгожительство? Почему именно некий вид начинает жить дольше, чем его предки, или, наоборот, – меньше? Ведь долгая жизнь далеко не всегда является необходимой для выживания – домовая мышь, например, живет всего три года, однако нельзя сказать, чтобы этот вид испытывал какие-то проблемы с численностью.
Для того чтобы численность конкретной популяции оставалась стабильной, каждой паре особей нужно оставить после себя столько потомства, чтобы до половозрелого возраста из этой оравы дожила всего одна пара – «на замену» родителей. Выживет меньше – популяция «съежится», выживет больше – вырастет. Если беременность коротка, а дети очень быстро могут начать размножаться сами (как это и происходит у мышей), то надобности в долгой жизни нет – даже за отведенные ей три года мышь успевает наплодить достаточно выживших потомков себе на замену. Но у крупных млекопитающих, к коим относятся и люди, беременность долгая. Если еще дольше ждать половозрелости (а длинное детство необходимо животным, обладающим высоким интеллектом, чтобы всему научиться), то и срок жизни, за который нужно успеть оставить после себя замену, сильно удлиняется. То есть успеха в размножении у таких видов достигнут именно более долгоживущие особи.
На отбор по продолжительности жизни могут влиять не только физиологические особенности вроде сроков беременности и длительности детства. Важны и экологические факторы, также меняющие вероятность выживания потомства. Например, хорошо известно, что птицы тропических лесов живут во много раз дольше своих собратьев из умеренных широт. Нашим синицам в природе отпущено около полутора лет, хотя в неволе при достаточном уходе срок жизни способен увеличиться в десять раз. В то же время воробьиные птицы из тропиков могут эти 15 лет свободно жить в дикой природе, а в неволе еще дольше. Условия жизни в умеренных широтах довольно суровы и потому сильно изнашивают крепкий синичий организм всего за год. Но за этот год синица успевает выкормить достаточно потомства себе на замену. В тропиках же условия на первый взгляд лучше – больше еды, благоприятнее климат, поэтому жить дольше не проблема. Однако хищников, разоряющих гнезда, там намного больше, чем у нас, из-за этого нередка ситуация, когда несколько лет подряд пара птиц не может выкормить вообще ни одного птенца! Именно поэтому у тропических птиц и идет отбор на более продолжительную жизнь. Долго жить им не сложно, сложно оставить потомство.
Получается, что предки эльфов должны были обладать большими размерами тела (чем крупнее зверь, тем дольше беременность), большим мозгом (чем выше интеллект, тем дольше детство) и высокой детской смертностью – чтобы естественный отбор поддерживал крайне долго живущих и практически не стареющих особей (ведь быть способными размножаться необходимо даже в преклонном возрасте).

Иммунитет к старости
Из-за тяжелых условий жизни еще в XIX веке сорокалетние люди, судя по сохранившимся фотографиям, выглядели несравнимо старше, чем сейчас. Пожалуй, покажи им их будущих ровесников, они решили бы, что перед ними те самые нестареющие эльфы. Конечно, на увеличение продолжительности жизни в первую очередь повлияло развитие медицины. Прививки, антибиотики, сбалансированная диета – все это так или иначе усиливает иммунную систему (или компенсирует ее недостатки) – нашего главного «защитника» организма от старения.