Все эмоции одинаково полезны и нужны

VOICEПсихология

Никому не покажу

Создатели популярного мультфильма «Головоломка» убедительно демонстрируют, что все эмоции одинаково полезны и нужны. Но мы нет-нет да и решаем отправить в отпуск какую-то из них. Чем это может закончиться?

Текст: Анна Моргунова
Эксперт: Катерина Демина, психолог

Глубокая мысль

Когда мы говорим о подавлении эмоций, то на самом деле имеем в виду способность сдерживать их внешние проявления – слова, мимику, действия (от неприличных жестов до швыряния вещами). Само по себе это весьма полезный навык, просто необходимый для того, чтобы выжить в обществе и не прослыть агрессивным и неадекватным человеком. Моментально и ярко, буквально всем телом, «всем собой» транслировать ярость, страх и обиду дозволено только младенцам, да и то если их родителям забыли подарить старенькую книжку доктора Спока. Взрослому же человеку после того как его новое кашемировое пальто небесно-голубого цвета облила грязью проезжающая машина, полагается выдохнуть и погуглить адрес химчистки – чего бы он ни желал сделать с водителем.

Уместность и неуместность выражения эмоций зависит от возраста, ситуации и культурных норм, причем касается это не только ярости или грусти, но и радости, нежности, влюбленности. Нюансов множество. Как в одних семьях принято завтракать хлопьями и в пижаме, а в других садиться за накрытый по всем правилам стол чуть не в галстуке, так и здесь: где-то достаточно поднять бровь, в другой ситуации по тому же поводу – голос, а порой и греческую трагедию разыграть разрешается.

Интересно, что в нашей культуре существует негласный запрет именно на словесное выражение эмоций, к действиям же относятся более снисходительно. Ребенок не может прямо заявить маме «я на тебя злюсь», это будет расценено как оскорбление, но ему не возбраняется «пойти в свою комнату подумать хорошенько» и там бить подушку. Мужчинам позволено стукнуть кулаком по столу, напиться с горя или заявить обидчику «да я ща разберусь с тобой» (такие слова приравниваются к действию), но не признаться: «Мне стыдно». Женщине проще выкинуть вещи неверного возлюбленного в окно, чем произнести вслух слова «больно» и «страшно».

Между тем называние эмоции – необходимое условие, чтобы понять ее, переработать и двигаться дальше. Маленькие дети умеют только пересказывать факты: я пришел, а там Степка, он машинку забрал, я просил отдать, он не вернул и засмеялся, а я ушел. И тут задача взрослого – помочь и направить. Тебе было страшно? Нет, а как? Обидно? Ты разозлился? Постепенно ребенок научится описывать то, что испытал, и успокаиваться.

Но часто подобный сырой пересказ выдают и взрослые: в лучшем случае на терапии, где их тоже учат называть вещи своими именами, в худшем – несчастным близким и друзьям, которые понятия не имеют, как реагировать, и этим нервируют еще больше. Просят успокоиться, вместо того чтобы пожалеть и посочувствовать, пытаются понять обидчика или вообще вспоминают, как прошли через похожее – и ничего, справились.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении