Бремя первых
Эталон, пример, суперзвезда, объект зависти и подражания, главный источник поддержки – у старшей сестры много регалий. И проблем, увы, не меньше.

Она была самой красивой девочкой на свете. А еще самой умной, аккуратной, ответственной. На двери родительской спальни под слоем краски до сих пор можно разглядеть след от четырех дырок – это маленькая я бегала за своей старшей сестрой с вилкой и, не догнав, всаживала свое оружие в ДСП.
Я очень ее любила. И так же сильно злилась за привычку командовать и контролировать. С тех пор мы выросли, я подрастеряла свою страстность и наконец-то решила узнать, каково было ей.
Младшему сиблингу кажется, будто у старшего сплошные привилегии: к нему относятся как ко взрослому, ему покупают всё новое (никакой одежды «по наследству» и видавших виды игрушек), назначают главным. Сестра заставляет тебя делать уроки, ее слово почти такой же закон, как мамино, от нее иногда даже прилетает по попе или подзатыльник: родители себе такого не позволяют, а она может. Вот сколько удовольствий! Кто сказал, что у всего этого есть обратная сторона?
Ты же взрослая
Старшие сестры привыкают слышать эти слова, едва в семье появляется второй ребенок. Да, девочка семи-восьми лет по сравнению с двух-трехлетним малышом действительно кажется большой, самостоятельной и умелой. Родителям трудно избежать соблазна разделить с ней ответственность за младших. Тем более дочке это полезно – потом будет легче со своими детьми. Некоторые в благих намерениях доходят до крайности.
«Однажды я сказала маме с папой в ответ на бесконечные «роди хотя бы для себя», что мой потенциал уже растрачен на их детей».
Я провела в соцсетях опрос, каково быть старшей сестрой, и несколько раз встретила одну и ту же мысль: после того как всё детство возилась с младшими, нет желания самой становиться матерью. Такое писали нечасто, и обычно это были девочки из многодетных семей. Но и те, кому приходилось воспитывать одного или двух сиблингов, жаловались, что беззаботное время закончилось с появлением у родителей новорожденного. Как будто ребенок в семье может быть только один, и это теперь не ты.
Меж тем с младенцем тяжело – в том числе морально – даже взрослым. Каждая мать помнит приступы паники, когда тебя выписывают из роддома и ты остаешься наедине с беспомощным и отчаянно уязвимым существом (и это не твой муж). Каково же семи-восьмилетнему ребенку, которому приходится «просто присматривать»?
«Мне было 8, когда мне давали шестимесячную малышку в коляске и отправляли гулять. Или оставляли с ней на 5–6 часов. Нужно было подмыть по мере надобности, сварить манку без комочков, ну и т. д. Бывало, сестренка плачет, и я реву, не знаю, что делать».
Что мое, то твое
Приятно быть предметом восхищения для кого-то маленького... Или нет? Сначала у тебя отбирают игрушки, а родители не видят в этом проблемы и велят делиться. В среднем у старших детей вещей и так меньше, и качеством они похуже: молодая семья не всегда может позволить всё самое лучшее для первого ребенка, а к моменту появления второго обычно жизнь налаживается. Но вредной «мелкой» нужен именно твой облезлый медвежонок, который спал с тобой с рождения. Позже, в подростковом возрасте, младшая принимается копировать стиль старшей и таскать одежду из шкафа. Но это мелочи: хуже, что и мальчики сестры кажутся ей более привлекательными.
