Волшебный фонарь
Управляющий директор кинотеатра «Художественный» Варвара Мельникова — о жизни большого экрана в мире пандемии, урбанистике и умении ставить под сомнение status quo.
«Как Большой театр, только про кино», — рассказывает Варвара Мельникова о концепции обновленного «Художественного». Она возглавляет его с апреля этого года — с момента открытия, которого многие ждали с содроганием. И не удивительно: один из старейших кинотеатров не только Москвы — мира, шедевр модернизма со столетней историей, над проектом которого трудился Федор Шехтель, закрылся на реставрацию в 2014‑м. Но что-то пошло не так, подрядчики не справились, работа встала. Тогда за дело взялся Александр Мамут и его компания A&NN Investments, и это обнадежило — миллиардер-визионер не первый год управляет кинотеатром «Пионер», уж он-то не позволит раритету погибнуть. В 2019 году к проекту присоединился Сбер, купивший долю Мамута в компании Rambler Group, куда входит и кинотеатр на Арбатской площади.
Кинотеатр воскрешали трепетно. Восстановили дореволюционный облик здания по чертежам Шехтеля и даже воплотили кое-какие из его нереализованных задумок — например, фонтан из десятков стеклянных колб, лишь намеченный зодчим на бумаге. Шехтель за что ни брался — вокзалы и театры, частные особняки и часовни, — часто проектировал целиком, от здания до декора.
Современники пошли по тому же пути. Каждый элемент здесь неслучаен, от 231 лампочки на фасаде до стоек на ресепшене и булочек в буфете. На стенах постеры легендарных фильмов сменяются редкими фотографиями с фестивалей и снимками со съемочных площадок Андрея Тарковского, сделанными Георгием Пинхасовым, нашим человеком в агентстве Magnum.
Новая жизнь кинотеатра началась помпезно: о нем сразу заговорили как о новом месте силы, парфюмеры из Zielinski & Rozen приурочили к открытию выпуск аромата Fiction, а Gucci (чья новая сумка Diana красуется в фойе) вот-вот объявит «Художественный» еще одним своим «домом», первым в России. Такого звания удостаиваются места, которые вдохновляют Алессандро Микеле.
Меж тем мраморная лестница и светские рауты не сделали кинотеатр недоступным: тут есть сеансы на любой кошелек, а можно и просто зайти, посидеть в кафе или почитать книгу — на втором этаже целый филиал Некрасовской библиотеки.
Репертуар нового «Художественного» поначалу тоже настораживал: одни ждали кино для синефилов, другие, напротив, предполагали сплошной мейнстрим. Но Мельникова и ее команда пытаются «усидеть на двух, даже на всех стульях сразу». Говоря о кино, Варвара предпочитает выражения «качественный просмотр» и «кураторский подход». В четырех разных по размеру залах, оснащенных аудиосистемой Dolby Atmos и высококонтрастными лазерными кинопроекторами Barco (таких всего 21 в мире), демонстрируют лучшие новинки, хиты повторного проката, устраивают спецпоказы и фестивали. За селекцию отвечает киновед Стас Тыркин. «Хочется, чтобы каждый нашел тут свой сеанс, — объясняет Мельникова. — И наш опыт показывает, что это возможно. «Отец» с Энтони Хопкинсом собрал у нас 15 % от всех российских сборов фильма, а «Маржела: своими словами» — вообще треть. Один показ «Броненосца «Потемкина» превратился в три с полным солд-аутом. Хотя казалось: 75 минут немого