Волшебная лампа
Виртуальные инсталляции сменяет мода на искусство, сделанное руками. Керамистка из Лондона Эмма Харт — на гребне тренда.
Тонкие пальцы с острыми ногтями, нарисованные на глине, жмут на красные кнопки. Кажется, что сейчас раздастся вой сирены или пожарная тревога, но я вытаскиваю голову из полуметровой глиняной лампы и слышу лишь мягкий голос художницы Эммы Харт: «Эта работа про манию контроля — моя любимая. Та — про нарциссизм, а за ней — про эгоизм. В общем, про разные типы поведения, из‑за которых разваливается семья».
Всего ламп десяток, внутри они разрисованы яркими картинами из жизни, а снаружи похожи на перевернутые кувшины с острым носом, из которых льется не только свет, но и поток эмоций. Выставка называется «Мамма миа!», она уже побывала в Лондоне, сейчас зимует в городке Реджо-Эмилия под Миланом, к весне переберется в Эдинбург. А возникла она благодаря тому, что год назад Эмма Харт выиграла премию «Женщины в иcкусстве», учрежденную лондонской галереей Whitechapel и Collezione Maramotti, собранием современного искусства основателя итальянской марки Max Mara Акилле Марамотти.
Премию уже десять лет вручают в Британии художницам любой национальности, которые, по мнению жюри, находятся на переломном этапе карьеры и которым не хватает совсем чуть-чуть, чтобы прорваться к славе. Немного денег, времени, поддержки, внимания. Все это и получает победитель. Приз позволяет исполнить мечту любого творческого человека — прожить полгода в любой точке Италии, погружаясь в культуру и ремесло, и сделать проект, который потом войдет в коллекцию Марамотти, хранящуюся в здании бывшей фабрики Max Mara в Реджо-Эмилии.
«Я веду мастер-класс в колледже Сент-Мартинс, и семьдесят процентов моих студентов — девушки, — говорит Эмма о месте женщины в искусстве. — Почему тогда среди состоявшихся художников женщин от силы процентов тридцать? Куда они деваются? Растить ребенка и заниматься искусством сложно. И возможность уехать в Италию с мужем и дочкой и полгода только творить бесценна».