Вертикаль страсти
Лучшие фотографы мира приглашают хореографов, чтобы научить моделей двигаться в кадре. В съемке для Vogue главные героини российского современного танца вдохновляют моделей личным примером.
Анна Щеклеина этой весной номинируется на «Золотую маску» за одноактный балет «Лилит» про первую женщину, восставшую против табу и изгнанную из рая. Ломать стереотипы Анна, которая в 2010 году вместе с однокурсником Александром Фроловым создала в Екатеринбурге танцевальный проект Zonk’a, училась на стажировках во Франции и Америке и до сих пор большую часть года проводит в разъездах. «Бельгийский режиссер Пол Хейварт нам, тогда еще выпускникам (факультета современного танца в Гуманитарном университете Екатеринбурга. — Прим. Vogue), сказал: «Вам надо вытащить Советский Союз из головы, чтобы выйти на сцену такими, какие вы есть». В России даже в более свободном, чем балет, современном танце принято смотреть на эталон, подстраиваться под него. А там индивидуальность, личность ценны сами по себе. И если появляется какой-то образец, его надо скорее сбросить с пьедестала».
Софья Гайдукова училась классике в столичной Академии хореографии под присмотром бабушки-ректора. Танцевала contemporary в «Балете Москва». Теперь ставит спектакли в Москве, Самаре и Воронеже, курирует проект «Большой балет» на канале «Культура», отвечает за танцы в «Золушке» Евгения Плющенко и, смеясь, сравнивает работу хореографа с древнейшей профессией, потому что надо быть готовым выполнить любой заказ: от па‑де‑де на музыку Прокофьева до индийского танца. Самый свежий эксперимент Софьи — работа с ростовыми, скрученными из прозрачной пленки куклами для спектакля «ИшТаб». «В танце я могу все контролировать. То, как у меня поднялась нога, зависит только от того, хорошо ли я позанималась. И с партнером можно совладать. А куклы живут сами по себе. Развязываются, поворачиваются спиной, не хотят подниматься. Нужно думать и о своих движениях, и о кукле. Голова взрывается, зато безумно интересно».
Ольга Васильева — выпускница педагогического факультета Академии Вагановой и победительница конкурса молодых хореографов фестиваля Context (2016) — начала год с подростковых проблем: любовь, стремление к независимости от родителей, поиски себя. В московском ТЮЗе вышел мюзикл на песни группы SunSay «Пять шагов до тебя», где Ольга ставила танцы. «Танцовщики воплощают внутренний мир главного героя, молодого музыканта. Там есть хип-хоп и рок‑н-ролл, есть нежные, трогательные моменты, а есть полный отрыв — очень много разных красок. Как, наверное, и во мне самой».