Звез­да со­вре­мен­но­го ис­кус­ства, ки­та­ец Цай Го­цян

VogueКультура

Стена Цая

Звез­да со­вре­мен­но­го ис­кус­ства, ки­та­ец Цай Го­цян — са­мый спо­кой­ный че­ло­век в ми­ре. Не то что его ра­бо­ты: он пи­шет их го­ря­щим по­ро­хом, а в Москве по­ка­жет фей­ер­верк и вы­став­ку в честь Ок­тябрь­ской ре­волюции.

Фото: Ben Rayner. Текст: Светлана Сачкова

В День го­ро­да на Крас­ной пло­ща­ди ки­тай­ский ху­дож­ник Цай Го­цян устро­ит гран­ди­оз­ный пи­ро­тех­ни­че­ский спек­такль — вро­де то­го, что он по­ка­зал на от­кры­тии Пе­кин­ской Олим­пи­а­ды в 2008 го­ду, и бла­го­да­ря ко­то­ро­му про­сла­вил­ся на весь мир. А три дня спу­стя в ГМИИ им. Пуш­ки­на от­кро­ет­ся вы­став­ка Цая «Ок­тябрь», по­свя­щен­ная юби­лею ре­во­лю­ции 1917 года.

На ули­це пе­ред му­зе­ем зри­те­ли по­па­дут в ин­стал­ля­цию, а в ос­нов­ном зда­нии бу­дут пред­став­ле­ны ра­бо­ты, вы­пол­нен­ные в фир­мен­ной тех­ни­ке по­ро­хо­вой жи­во­пи­си, в том чис­ле два­дца­ти­мет­ро­вые кар­ти­ны-свит­ки «Сад» и «Ре­ка». За ос­но­ву «Са­да» Цай возь­мет де­сят­ки ге­ро­и­че­ских об­ра­зов с со­вет­ских про­па­ган­дист­ских пла­ка­тов, а фо­то­гра­фии обыч­ных граж­дан СССР ста­нут ча­стью «Ре­ки». По­лот­на раз­ме­стят­ся друг на­про­тив дру­га: и та­ким об­ра­зом фан­та­зии от­ра­зят­ся в ре­аль­но­сти. Ви­део­за­пись дей­ства на Крас­ной пло­ща­ди то­же вой­дет в экс­позицию.

Са­мый из­вест­ный ки­тай­ский ху­дож­ник Цай Го­цян, ог­нен­ные ин­стал­ля­ции ко­то­ро­го вид­ны из кос­мо­са, на­зы­ва­ет се­бя граж­да­ни­ном Все­лен­ной и жи­вет в ста­рин­ном до­ме на Ман­хэттене.

По­че­му имен­но он — ки­та­ец, жи­ву­щий в Нью-Йор­ке и за­ра­ба­ты­ва­ю­щий на жизнь кар­ти­на­ми из по­ро­ха и пи­ро­тех­ни­че­ски­ми ин­стал­ля­ци­я­ми, бу­дет пе­ре­осмыс­ли­вать рус­скую ре­во­лю­цию на ее ро­ди­не в год ее сто­ле­тия? Что­бы по­лу­чить от­вет из пер­вых уст, я сво­ра­чи­ваю на­пра­во с ожив­лен­ной Вто­рой аве­ню и ока­зы­ва­юсь на ти­хой ули­це ман­х­эт­тен­ско­го Ниж­не­го Ист-Сай­да. Тут спо­кой­но, про­хо­жих прак­ти­че­ски нет, с обе­их сто­рон — ста­рин­ные трех-че­ты­рех­этаж­ные жи­лые до­ма из тем­но­го кир­пи­ча с же­лез­ны­ми ле­сен­ка­ми, нью-йорк­ская клас­си­ка. Так сра­зу и не по­ду­ма­ешь, что где-то здесь спря­та­лась сту­дия од­но­го из ти­та­нов со­вре­мен­но­го ис­кусства.

Ме­ня встре­ча­ет ас­си­стент­ка ху­дож­ни­ка и ве­дет внутрь. Про­стран­ство вдруг рас­кры­ва­ет­ся и ока­зы­ва­ет­ся по­чти бес­ко­неч­ным: не­по­нят­но, как мо­жет столь­ко все­го уме­стить­ся в не­боль­шом до­ме по­строй­ки кон­ца XIX века.

В вы­ста­воч­ном за­ле нью-йорк­ской сту­дии рас­по­ло­жи­лись кар­ти­ны, ко­то­рые ждут от­прав­ки в му­зеи ми­ра или го­то­вят­ся к бу­ду­щим экс­по­зи­ци­ям. В Москве по­ро­хо­вую жи­во­пись Цая Го­ця­на, а так­же скульп­ту­ры и эс­ки­зы к пи­ро­тех­ни­че­ским спек­так­лям пред­ста­вят в ГМИИ им. Пуш­ки­на при под­держ­ке Сбербанка.

«Я от­крыл здесь сту­дию в на­ча­ле двух­ты­сяч­ных, — рас­ска­зы­ва­ет Го­цян. — То­гда она за­ни­ма­ла толь­ко пер­вый этаж. А в 2015 го­ду бю­ро Ре­ма Кол­ха­са ее пе­ре­пла­ни­ро­ва­ло, и пло­щадь уве­ли­чи­лась в два ра­за — за счет под­ва­ла». Те­перь сту­дия по­хо­жа на су­пер­со­вре­мен­ный му­зей: ори­ги­наль­ные сте­ны из кам­ня и кир­пи­ча пе­ре­ме­жа­ют­ся огром­ны­ми па­не­ля­ми из плек­си­гла­са, днев­ной свет про­са­чи­ва­ет­ся в под­вал че­рез све­то­вые ко­лод­цы и цен­траль­ную лест­ни­цу, объ­еди­ня­ю­щую оба уров­ня. Здесь есть и ки­но­зал, и кон­фе­ренц-ком­на­та, и биб­лио­те­ка, и вы­ста­воч­ные пло­щад­ки. Есть кух­ня, сто­ло­вая и да­же чай­ная ком­на­та в япон­ском сти­ле. И офис, по­хо­жий на ре­дак­цию жур­на­ла: все бе­лое, как в филь­мах про бу­ду­щее, за ком­пью­те­ра­ми ра­бо­та­ет мо­ло­дежь — ко­ман­да Цая. На сто­ле сто­ит скру­пу­лез­но вы­пол­нен­ный ма­кет Пуш­кин­ско­го му­зея с ми­ни-ин­стал­ля­ци­я­ми и кро­шеч­ны­ми кар­ти­на­ми внут­ри. На дру­гом сто­ле еще один ма­кет — не­сколь­ко за­лов му­зея Пра­до: бук­валь­но че­рез ме­сяц по­сле «Ок­тяб­ря» от­кры­ва­ет­ся экс­по­зи­ция ху­дож­ни­ка в Мадриде.

Го­ря­щий по­рох на кар­ти­не в Му­зее со­вре­мен­но­го ис­кус­ства в Шанхае, 2014.

За по­след­ние два­дцать лет он вы­став­лял­ся прак­ти­че­ски на всех глав­ных ми­ро­вых арт-пло­щад­ках, в 2008 го­ду Цай Го­цян стал пер­вым ки­тай­ским ху­дож­ни­ком, удо­сто­ен­ным пер­со­наль­ной вы­став­ки в нью-йорк­ском Му­зее Гуг­ген­хай­ма. Цай ра­бо­та­ет в раз­ных тех­ни­ках, но про­сла­вил­ся бла­го­да­ря по­ро­ху. При по­мо­щи взрыв­ча­то­го ве­ще­ства ху­дож­ник со­зда­ет не толь­ко пи­ро­тех­ни­че­ские спек­так­ли, но и жи­во­пис­ные по­лот­на, на­по­ми­на­ю­щие од­но­вре­мен­но аб­страк­ции в ду­хе экс­прес­си­о­низ­ма и ки­тай­скую кал­лиграфию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ископаемые биомолекулы указали на теплокровность тираннозавра Ископаемые биомолекулы указали на теплокровность тираннозавра

Общий предок динозавров был теплокровным

N+1
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Шут­ки в сторону Шут­ки в сторону

Су­пер­звез­да ин­ста­гра­ма, ак­три­са Ири­на Гор­ба­че­ва

Vogue
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать? HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать?

HDD и SSD: надежный винтаж против скорости света и цены космоса

ТехИнсайдер
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор

Как неосторожные слова и поступки мужчин могут подрывать нашу самооценку

VOICE
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Лучшие игры в жанре постапокалипсис Лучшие игры в жанре постапокалипсис

Подборка видеоигр, в которых конец света стал поводом для великих историй

Maxim
Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек

Как Астрид Линдгрен стала борцом за права детей и причем тут Пеппи Длинныйчулок?

Forbes
«Меняются материалы, а круг образов всегда один» «Меняются материалы, а круг образов всегда один»

Художник Борис Кочейшвили — о том, что рай — это состояние

Weekend
Уголь в цене Уголь в цене

Что происходит с ценами на уголь и что на них влияет

Ведомости
«Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства «Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства

Николай Карамзин известен как «первый наш историк и последний летописец»

Знание – сила
Попасть в настоящее кино Попасть в настоящее кино

Новый кинопарк «Москино» — центр съемок и место притяжения туристов

Отдых в России
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы

Влияние монархов на стиль даже в XXI веке куда глубже, чем кажется

ТехИнсайдер
Земля Султана Земля Султана

Путешествие с певцом Султаном Лагучевым по его родине — Карачаево-Черкесии

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении