С легкой руки
В дирижерской номинации на «Золотую маску» из четырех имен половина — женские: Алевтина Иоффе и Арина Зверева. Одной мужской профессией стало меньше?
Главный дирижер Театра имени Сац Алевтина Иоффе представляет на «Маске» оперу Филипа Гласса «Жестокие дети». Руководитель вокального ансамбля «Электротеатра Станиславский» Арина Зверева — оперу московского композитора Александра Белоусова «Книга Серафима». Обе выступают на территории современной музыки. И обе изрядно обескуражены произошедшим.
«Не поверишь, я последние пять лет пытаюсь выстроить все так, чтобы ни в коем случае не махать руками, — говорит Арина. — Мне всегда хотелось, чтобы не было видно, как музыкальный процесс в спектакле регулируется. Я целую систему разработала: как идет подготовка, как я через мониторы всем рулю. Так что у меня по поводу этой номинации синдром самозванца».
Алевтина тоже удивляется: «Я во время спектакля сижу в темном уголке и пальчиком тихонько показываю вступления четырем солистам — чтобы они не заплутали в глассовской бесконечности. Другое дело, в прошлом сезоне мы поставили «Свадебку» Стравинского и «Шута» Прокофьева. Я там работаю в яме с полным оркестром и с хором, и с солистами, и с балетом!»
Так или иначе, «Маска», которой надо каким‑то образом каждый год укладывать в старые номинации стремительно меняющуюся театральную реальность, предлагает нам двух новых героинь и актуальные тренды, которые те демонстрируют.